Поколения конституционных прав и свобод человека и гражданина

В ходе развития общественных отношений, усложнения связей между гражданином и государством появляются все новые и новые права в сферах политической, социальной, экономической жизни социума. Их признание со стороны государства является одной из главных задач общества.

Возникновение и становление различных групп прав происходило хронологически неоднородно, соответствовало различным периодам развития человеческой цивилизации, исторической обстановке, особенностям социальных и политических отношений в различных государствах.

Длительное историческое становление прав человека обеспечило определенную преемственность их развития. Каждая последующая группа прав вытекала из предыдущей, развивала и обеспечивала ее.

Классификацию прав человека в соответствии с этапами их становления, взаимосвязанностью между собой в современной теории конституционного права принято называть поколением прав. Впервые этот термин был предложен в конце 70-х гг.

XX в. чешским ученым Карелом Васаком в работе «Права человека: Тридцать лет борьбы». Со временем этот термин укоренился и в отечественной науке.

Выделяется несколько поколений конституционных прав и свобод человека и гражданина.

К первому поколению принято относить личные и политические права, оформившиеся в конституциях европейских стран в ходе буржуазных революций XVII– XVIII вв., произошедших в Европе и Америке. В их основе лежат идеи естественного права и либеральные ценности, провозглашенные в научных трудах видных мыслителей Нового времени – Т. Гоббса, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка.

Эти права на законодательном уровне утверждали статус человека и гражданина как самостоятельного субъекта отношений с государством, олицетворяли его индивидуализм, низводили роль государства до функций «ночного сторожа», обеспечивающего данные права. Первому поколению прав корреспондировалась обязанность государства воздерживаться от посягательств на индивидуальность и создавать условия полноценного участия граждан в политической жизни.

Лаконично эту мысль высказал Н. М. Коркунов: «Для того чтобы исторически вырабатываемая общественная культура не утратила своей жизненности, чтобы она не замерла в неподвижном застое, необходимо, чтобы цивилизация включала в себя и право, обособляющее и оберегающее индивидуальное».

Личные (гражданские) и политические права первого поколения интерпретируются международными и национальными документами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению каким-либо образом и по каким-либо основаниям. На международном уровне эти права закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.

Многие ученые полагают, что именно эти права следует рассматривать в качестве непосредственных прав человека, поскольку права последующих поколений являются лишь притязаниями на социальные блага, предоставляемыми и перераспределяемыми государством в интересах социально незащищенных групп населения.

Второе поколение прав человека возникло и закрепилось в XIX–XX вв. в процессе острейшей борьбы классов в капиталистических государствах за улучшение своего экономического положения. Результатом этой борьбы стало появление идей социального равенства в обществе, которые формировались учениями, призывающими государство обеспечить достойное существование граждан в условиях рыночной экономики.

Основу прав второго поколения составляют социальные, экономические и культурные права. Заметную роль в становлении этих прав сыграло социалистическое учение, появившееся в XIX в., поэтому дальнейшее развитие второе поколение прав получило после Октябрьской революции и Второй мировой войны вследствие формирования двуполярного мира и развязывания «холодной войны».

Активную роль в становлении прав второго поколения сыграл Советский Союз. В Конституции СССР 1936 г.2 был закреплен широкий набор прав, относящихся ко второму поколению: права на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь.

Даже несмотря на то, что реальная социально-экономическая защищенность гражданина в СССР была минимальной, документально она существовала и этим оказывала заметное воздействие на западное правосознание. Прежде всего, это нашло свое отражение во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.

Вместе с тем права второго поколения имеют более относительный характер, нежели права первого поколения. Международное право не устанавливает каких-либо жестких требований обеспечения этих прав. Например, в п. 1 ст. 2 части II Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. закреплено, что «каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер».

Признание второго поколения прав человека подразумевало существенные изменения в понимании их сущности касательно взаимосвязи человека и государства. В основе этих прав лежит их «позитивное» понимание, т. е. понимание, зависящее от реальных возможностей государства в их реализации. Обладание правами второго поколения означает не только их формальное закрепление в законодательстве государства, но и наличие у государства определенных возможностей, прежде всего материальных ресурсов.

В противном случае человек не сможет воспользоваться своим правом.
Третье поколение зародилось в 70–80-х гг. XX в. Права третьего поколения предполагают защиту интересов отдельного человека, включенного не просто в социальную общность отдельного государства, а в человеческую общность в целом.

При этом незыблемым остается принцип: права общности не должны ущемлять права отдельного ее индивида.

Однако природа прав третьего поколения на настоящий момент остается спорной. По мнению Е. А. Лукашевой, особенность этих прав состоит в том, что они являются коллективными и могут осуществляться только общностью, ассоциацией. Права третьего поколения – это коллективные права, а не какие-либо «новые» права индивида. Разумеется, отдельный человек принимает участие в реализации таких прав, но это участие связано не с его личным статусом, а с его положением как члена какой-либо общности.

Вместе с тем данная точка зрения также вызывает споры. По мнению некоторых ученых, не могут рассматриваться в качестве коллективных права человека, реализация которых предполагает совместные действия ряда лиц (свобода собраний и объединений, право на забастовку и т. п.), поскольку каждый человек самостоятельно принимает решение об участии в объединении или акции, т. е. осуществляет данное право непосредственно и индивидуально.

Как замечает Ф. Люшер, «свободными являются не столько эти объединения, собрания граждан, культовые организации, сколько сами граждане, которые располагают по своему выбору правом объединяться, проводить собрания или поклоняться культу».

К числу прав третьего поколения относятся общечеловеческие права: право на мир, всеобщую безопасность, чистую окружающую среду, чистый космос и т. д. Вторую часть прав третьего поколения составляют права, возникшие в результате научно- технического прогресса, прежде всего в сфере информационных и коммуникационных технологий.

Становление прав четвертого поколения происходит в настоящее время и связано с дальнейшим технологическим развитием человечества, но уже в аспекте самого индивида. Прежде всего речь идет о правах в сфере биомедицинских технологий и генетических исследований: клонирование, трансплантация, эвтаназия. Как полагает Ф. М. Рудинский, эти права должны защищать человека от угроз, связанных с генетическими экспериментами, клонированием и другими открытиями в области биологии.

Следуя тенденции глобализации при переходе от поколения к поколению прав человека, А. Б. Венгеров называет права четвертого поколения правами человечества. К ним он относит права на мир, ядерную безопасность, космос, экологические, информационные права и др. Исследователь отмечает: «Четвертое поколение – это правовой ответ вызову XXI в., когда речь пойдет уже о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о дальнейшей, космической социализации человечества.

Рождается новое, четвертое поколение прав, и, соответственно, возникают международно-правовые процессуальные институты, обеспечивающие эти права. Формируется международное гуманитарное право, светский гуманизм становится одной из вех в нравственном развитии общества».

О. Ю. Малинова предсказывает появление следующих поколений прав. Вместе с тем она отмечает, что этот процесс нельзя оценивать однозначно. Тенденция к расширению круга признаваемых прав будет прослеживаться и далее, направленность на усиление правовой защищенности личности будет сохранена. Но каждое следующее поколение прав приносит с собой расширение меры свободы человека, тем самым ограничивая свободу другого.

Каждое поколение приносит с собой новую логику узаконивания притязаний, именуемых правами человека, и неизбежны конфликты «новых» прав со «старыми», в результате чего уровень защищенности может не возрасти, а снизиться.

Итак, правовой статус – определяющее понятие в конституционном праве. Именно вокруг него формируются все остальные элементы системы взаимодействия «личность – общество – государство». Не следует забывать, что в основе правового статуса лежат фактический статус лица, его место в социальной среде, психические и иные особенности (пол, возраст).

Элементы правового статуса производны от этих характеристик. Право – всего лишь инструмент, который оформляет и закрепляет фактический статус, вводит его в определенные рамки, придает ему формальную определенность по отношению ко всем остальным субъектам, взаимодействующим с личностью. Социальный и нормативно-правовой статусы в этом смысле соотносятся как содержание и форма.

Резюмируя, отметим, что правовой статус человека в Российской Федерации объективно отражает как позитивные, так и негативные особенности реально действующей политико-юридической системы. К негативным тенденциям следует отнести крайнюю неустойчивость правового статуса личности в Российской Федерации, его слабую правовую защищенность, отсутствие эффективных и надежных охранительных механизмов.

Будучи производным от фактического статуса человека, правовой статус в современной России несет на себе отпечаток серьезного социально-политического, экономического и духовного кризиса в обществе и государстве. Тем не менее можно наблюдать и позитивные тенденции в становлении правового статуса личности.

К ним можно отнести:

  • формирование законодательной базы, отвечающей международным стандартам и критериям;
  • закрепление приоритета личности в отношениях с государством;
  • заметное снижение идеологического, политического, классового догматизма;
  • переход от административно-запретительных методов регламентации правового статуса к дозволительно-разрешительным;
  • расширение сферы действия принципа «не запрещенное законом дозволено».
Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)