Понятие и функции торговли

В условиях рыночной экономики торговле принадлежит важная роль связующего звена между производством и потреблением. Формирование рынка потребителя, усиление конкуренции, трудности в сбыте продукции вынуждают фирмы большое внимание уделять изучению конъюнктуры рынка и снижению трансакционных издержек. Это неизбежно приводит к усилению роли торговли и приобретению ею соответствующих функций.

Торговля (коммерция) в широком смысле охватывает практически всю экономическую деятельность в целом или, иначе, экономическую деятельность, заключающуюся в обмене результатами хозяйственной деятельности между предприятиями, юридическими и физическими лицами.

В более узком смысле под торговлей понимается покупка товаров и их дальнейшая продажа, при этом товар не подвергается существенным изменениям.

Основной задачей торговли является организация распределения и движения материальных ресурсов из сферы производства в сферу потребления таким образом, чтобы было обеспечено своевременное предложение товаров в нужном месте, в достаточном количестве, необходимого ассортимента и надлежащего качества.

Для реализации этой задачи торговля выполняет ряд функций, к основным из которых можно отнести:

  1. Распределение предметов потребления в пространстве (компенсация расстояния).
  2. Сохранение товаров во времени (синхронизация ритма производства и потребления.
  3. Компенсация различий в объемах производства и потребления (разбивка крупных партий товаров на мелкие);
  4. Ориентация на требования потребителей к качеству продукции.
  5. Формирование товарного ассортимента.
  6. Финансирование.
  7. Освоение рынка и стимулирование сбыта.
  8. Принятие риска.
  9. Консультирование.
  10. Предоставление информации о рынке.
  11. Предоставление различного рода сервисных услуг.

В современных условиях, когда логистика как способ мышления и система действий завоевала прочное место в теории и практике хозяйственной деятельности, представляет интерес классификация присущих рыночной экономике функций торговли, где группировка осуществляется в зависимости от вида управляемых потоков.

Функции управления товарным потоком:

  • количественные (собирать, консолидировать, делить, распределять);
  • качественные (формирование ассортимента, сохранение качества, контроль качества, гарантия, обслуживание потребителя, обмен и др.);
  • сглаживание временных противоречий (хранение на складе, возврат не проданных или дефектных товаров, режим работы предприятия, сезонное предложение товара, контроль сроков поставок);
  • сглаживание пространственной отдаленности (транспортировка, место расположение).

Функции управления потоком информации:

  • количественные (объем обмениваемой информации);
  • качественные (данные о поведении потребителей и возможностях поставщиков, объединенные закупки, торговые переговоры, реклама);
  • сглаживание временных противоречий (предварительное размещение, конъюнктурные колебания спроса);
  • сглаживание пространственной отдаленности (использование почты, телефона, телефакса, интернета для осуществления коммуникаций, передачи и обмена информацией).

Функции управления потоком платежей:

  • количественные (выполнение платежных и кредитных операций в требуемых объемах, размер кредитных ставок);
  • качественные (выбор вида платежа, страхование кредитов);
  • сглаживание временных противоречий (определение сроков финансирования и кредитования, цели платежей);
  • сглаживание пространственной отдаленности (выбор средств платежа, платежные системы).

Торговля является регулятором экономики. Объем, содержание и методы работы предприятий торговли в значительной степени определяются: уровнем развития экономики, масштабами производства и его отраслевой структурой, политикой размещения производительных сил, развитием инфраструктуры и коммуникаций, скоростью инновационных процессов и пр.

Российский рынок оптовой и розничной торговли является значимым и динамичным сегментом экономики. Доля торговли в валовом внутреннем продукте и в структуре занятых удерживается на уровне 16-20%.

Данные значения следует признать гипертрофированными в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой.

Анализ современного состояния экономики России позволяет выявить основные факторы, влияющие на развитие внутренней торговли:

  • масштаб и динамика внутреннего производства;
  • отраслевая структура экономики;
  • конкурентоспособность отечественной продукции;
  • импортозависимость и импортозамещение в российской промышленности;
  • платежеспособный спрос и дифференциация населения по размерам денежных доходов;
  • инвестиционная привлекательность отраслей;
  • размещение производительных сил;
  • уровень развития инфраструктуры;
  • развитие сетевых информационных технологий;
  • экономические ожидания общества.

Как отмечалось выше, торговая деятельность состоит в посредничестве при переходе продукции от производителя к потребителю.

В зависимости от участия торгового посредника в организации сбыта продукции потребителям различают два основных пути:

  • прямой, при котором производитель продает товары непосредственно конечному потребителю или предприятию для производственного использования;
  • косвенный, при котором производитель продает свои товары самостоятельным торговым предприятиям, а последние реализуют эти товары с прибылью для себя дальнейшим переработчикам или конечным потребителям.

 

Понятие и функции торговли

В постсоветский период в российской экономике существенно возросло число посреднических организаций. В значительной степени они взяли на себя функции производственных предприятий по закупке ресурсов и реализации продукции. Однако они же привели к повышению добавленной стоимости и росту торговых наценок, а, следовательно, и цен на продукцию.

Кардинальных изменений в этой области пока не произошло, о чем свидетельствует высокая доля оптовой торговли, которая в 2,6 раза превышает оборот розничной (в 2018 г. – 81 трлн руб. и 31,6 трлн руб. соответственно).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)