Понятие и функции торговли
В условиях рыночной экономики торговле принадлежит важная роль связующего звена между производством и потреблением. Формирование рынка потребителя, усиление конкуренции, трудности в сбыте продукции вынуждают фирмы большое внимание уделять изучению конъюнктуры рынка и снижению трансакционных издержек. Это неизбежно приводит к усилению роли торговли и приобретению ею соответствующих функций.
В более узком смысле под торговлей понимается покупка товаров и их дальнейшая продажа, при этом товар не подвергается существенным изменениям.
Основной задачей торговли является организация распределения и движения материальных ресурсов из сферы производства в сферу потребления таким образом, чтобы было обеспечено своевременное предложение товаров в нужном месте, в достаточном количестве, необходимого ассортимента и надлежащего качества.
Для реализации этой задачи торговля выполняет ряд функций, к основным из которых можно отнести:
- Распределение предметов потребления в пространстве (компенсация расстояния).
- Сохранение товаров во времени (синхронизация ритма производства и потребления.
- Компенсация различий в объемах производства и потребления (разбивка крупных партий товаров на мелкие);
- Ориентация на требования потребителей к качеству продукции.
- Формирование товарного ассортимента.
- Финансирование.
- Освоение рынка и стимулирование сбыта.
- Принятие риска.
- Консультирование.
- Предоставление информации о рынке.
- Предоставление различного рода сервисных услуг.
В современных условиях, когда логистика как способ мышления и система действий завоевала прочное место в теории и практике хозяйственной деятельности, представляет интерес классификация присущих рыночной экономике функций торговли, где группировка осуществляется в зависимости от вида управляемых потоков.
Функции управления товарным потоком:
- количественные (собирать, консолидировать, делить, распределять);
- качественные (формирование ассортимента, сохранение качества, контроль качества, гарантия, обслуживание потребителя, обмен и др.);
- сглаживание временных противоречий (хранение на складе, возврат не проданных или дефектных товаров, режим работы предприятия, сезонное предложение товара, контроль сроков поставок);
- сглаживание пространственной отдаленности (транспортировка, место расположение).
Функции управления потоком информации:
- количественные (объем обмениваемой информации);
- качественные (данные о поведении потребителей и возможностях поставщиков, объединенные закупки, торговые переговоры, реклама);
- сглаживание временных противоречий (предварительное размещение, конъюнктурные колебания спроса);
- сглаживание пространственной отдаленности (использование почты, телефона, телефакса, интернета для осуществления коммуникаций, передачи и обмена информацией).
Функции управления потоком платежей:
- количественные (выполнение платежных и кредитных операций в требуемых объемах, размер кредитных ставок);
- качественные (выбор вида платежа, страхование кредитов);
- сглаживание временных противоречий (определение сроков финансирования и кредитования, цели платежей);
- сглаживание пространственной отдаленности (выбор средств платежа, платежные системы).
Торговля является регулятором экономики. Объем, содержание и методы работы предприятий торговли в значительной степени определяются: уровнем развития экономики, масштабами производства и его отраслевой структурой, политикой размещения производительных сил, развитием инфраструктуры и коммуникаций, скоростью инновационных процессов и пр.
Данные значения следует признать гипертрофированными в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой.
Анализ современного состояния экономики России позволяет выявить основные факторы, влияющие на развитие внутренней торговли:
- масштаб и динамика внутреннего производства;
- отраслевая структура экономики;
- конкурентоспособность отечественной продукции;
- импортозависимость и импортозамещение в российской промышленности;
- платежеспособный спрос и дифференциация населения по размерам денежных доходов;
- инвестиционная привлекательность отраслей;
- размещение производительных сил;
- уровень развития инфраструктуры;
- развитие сетевых информационных технологий;
- экономические ожидания общества.
Как отмечалось выше, торговая деятельность состоит в посредничестве при переходе продукции от производителя к потребителю.
В зависимости от участия торгового посредника в организации сбыта продукции потребителям различают два основных пути:
- прямой, при котором производитель продает товары непосредственно конечному потребителю или предприятию для производственного использования;
- косвенный, при котором производитель продает свои товары самостоятельным торговым предприятиям, а последние реализуют эти товары с прибылью для себя дальнейшим переработчикам или конечным потребителям.
В постсоветский период в российской экономике существенно возросло число посреднических организаций. В значительной степени они взяли на себя функции производственных предприятий по закупке ресурсов и реализации продукции. Однако они же привели к повышению добавленной стоимости и росту торговых наценок, а, следовательно, и цен на продукцию.
Кардинальных изменений в этой области пока не произошло, о чем свидетельствует высокая доля оптовой торговли, которая в 2,6 раза превышает оборот розничной (в 2018 г. – 81 трлн руб. и 31,6 трлн руб. соответственно).
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу