Понятие и виды ассортимента

Удовлетворение покупательского спроса является главной целью формирования товарного ассортимента. Он должен не только обслуживать конкретные платежеспособные потребности, но и соответствовать запросам с учетом натурально-вещественной структуры. На основе  изучения спроса принимаются решения – что закупать и предлагать клиентам, в каком объеме и ассортименте.

Развитие производства, насыщение рынка товарами приводит не только к увеличению товарной массы, но и улучшению качества изделий и расширению их ассортимента.

Правильная ассортиментная политика торгового предприятия – это основа стабильности, индивидуальности, рентабельности и, в конечном итоге, конкурентоспособности его на рынке.

Ассортиментная политика строится на основе маркетинговых исследований рынка и способствует приведению в соответствие спроса и предложения, что несомненно имеет важное социально-экономическое значение, так как от степени этого соответствия зависит полнота удовлетворения покупательского спроса и качество обслуживания субъектов рынка.

Товарный ассортимент – группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен.

Многообразие формулировок понятия ассортимента товаров неизменно подчеркивает, что это совокупность видов товаров, объединенных по определенным признакам – производственным, торговым и потребительским. Для более общей классификации товаров используется понятие товарной номенклатуры.

Товарная номенклатура – совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых для продажи.

Различают следующие виды товарного ассортимента:

  • производственный;
  • торговый;
  • простой;
  • сложный;
  • основной;
  • дополнительный;
  • групповой;
  • развернутый;
  • рациональный;
  • оптимальный.

Производственный ассортимент – номенклатура товаров, выпускаемых отдельным предприятием (промышленности, сельского хозяйства и др.) или отраслью в целом.

Производственный ассортимент отдельного предприятия зависит от характера отрасли (узкономенклатурная, широкономенклатурная), степени специализации производства, применяемой технологии, ориентации на определенный рынок (региональный, страновой, международный). Выпускаемые ими товары могут нуждаться в участии торговых предприятий по доведению продукции до конечного потребителя.

Торговый ассортимент – номенклатура товаров, реализуемая предприятиями оптовой и розничной торговли.

Торговый ассортимент может объединять номенклатуру нескольких отраслей, что определяется специализацией данного предприятия, его мощностью (пропускной способностью складских и торговых площадей, их объемом и структурой).

Номенклатура каждой из отраслей делится на товарные группы, подгруппы, виды, типы, сорта, марки, размеры, артикулы и т. п.

Товарная группа – группа товаров, находящихся друг с другом в тесной связи на основе определенных критериев. В качестве таких критериев может выступать сходство потребительских свойств, однородность функций и пр.

Товарные группы делятся на товарные подгруппы, в состав которых входят однородные по производственному происхождению товары.

Вид – однородные товары различного назначения.

Артикул (сорт) – различные модели одного вида, которые отличаются по таким признакам, как размер, цвет, форма, фасон, расфасовка и пр.

Понятие и виды ассортимента

Простой ассортимент – ассортимент товаров, включающий небольшое количество видов, сортов и др. наименований. Примеры: топливо, лесоматериалы, овощи, рыба.

Сложный ассортимент – ассортимент товаров, имеющих в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различным признакам.

Примеры: метизы, кабельные изделия, одежда, мебель.

По степени детализации товарный ассортимент делится на групповой (укрупненный) и развернутый (внутригрупповой, детализированный).

Групповой ассортимент – перечень товарных групп, включенных в номенклатуру. В группе объединяются товары сходные по производственному происхождению (черные металлы, трубы, лакокрасочные материалы, ткани) или потребительскому назначению (одежда, мебель, спортивные товары).

Развернутый ассортимент – разновидность товаров внутри каждой товарной группы. Например, внутри группы «метизы» можно выделить проволоку, ленту стальную, гвозди, шурупы, сварочные электроды и др.

По номенклатуре предлагаемых товаров (степени соответствия специализации торгового предприятия) ассортимент разделяют на основной и дополнительный.

Основной ассортимент, представляя собой главную составную часть ассортимента, обеспечивает большую часть товарооборота и прибыли торгового предприятия.

Дополнительный (сопутствующий) ассортимент – перечень товаров, доля которых в общем ассортименте незначительна. Наличие такого ассортимента может являться для покупателя неожиданным, но вместе с тем, он должен обеспечивать повышение уровня обслуживания потребителя. В дополнительный ассортимент включаются товары, гарантирующие прибыль торговому предприятию.

По степени учета интересов потребителей и предприятий торговли различают рациональный и оптимальный ассортимент.

Интересно
Рациональный ассортимент – перечень товаров, наиболее полно  удовлетворяющий реальные потребности покупателей. При формировании подобного ассортимента учитываются такие факторы, как спрос покупателей, продиктованный их платежеспособностью и уровнем благосостояния (для конечных потребителей), требованиями производства (для предприятий), достижениями науки и техники, желанием улучшить качество жизни и т. п.

Оптимальный ассортимент – перечень товаров, ориентированный на достижение реальных потребностей клиентов с максимальной пользой для последних при минимальных затратах торговых предприятий на доведение продукции от производителей до потребителей.

Ассортимент товаров характеризуется количественными (широтой, глубиной, полнотой, структурой) и качественными (степенью обновления, устойчивостью) свойствами.

Широта ассортимента – количество товарных групп.

Глубина ассортимента – количество различных видов, сортов, моделей, входящих в товарную группу.

Структура ассортимента – удельный вес товарных групп, подгрупп, видов и иных разновидностей товаров в общем ассортименте.

Полнота ассортимента – определяется отношением фактического количества разновидностей товара к его количеству, максимально возможному для данной группы.

Устойчивость ассортимента – отношение фактического количества видов и разновидностей товаров к общему (плановому) их количеству. Может исчисляться как по всему торговому предприятию, так и по отдельным товарным группам.

Обновляемость ассортимента (степень обновления) – отношение количества новых видов и разновидностей товаров к общему количеству.

Для наиболее полного удовлетворения спроса потенциальных потребителей, увеличения оборачиваемости средств и снижения затрат торговые предприятия должны большое внимание уделять управлению ассортиментом товаров.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)