Технологии электронного обмена данными

Технологии электронного обмена данными (Electronic Data Interchange – EDI) позволяют автоматизировать создание электронных документов, их отправление, получение и обработку, интегрируя с существующими информационными системами и технологиями поддержки бизнес-процессов компании.

Современные системы электронного документооборота вышли за рамки предприятий и позволяют устанавливать хозяйственные связи с контрагентами и оптимизировать цепочки поставок.

Полноценный электронный документооборот – это уровень развития предприятия, следующий за внедрением ERP-системы.

В Российской Федерации рынок В2В электронного документооборота состоит из трех основных сегментов:

  • EDI;
  • юридически значимого электронного документооборота (ЭДО);
  • электронной отчетности в госорганы.

Для каждого из этих сегментов есть свои драйверы роста и возможности для развития рынка и вовлечения новых клиентов. Для EDI и юридически значимого ЭДО драйвером рынка является стремление предприятий к сокращению издержек операционной деятельности. При этом переход на сдачу отчетности в госорганы в электронном виде стимулируется приказами налоговых органов, пенсионного фонда РФ и других контролирующих организаций.

Последние исследования российского рынка веб-сервисов внешнего электронного документооборота показывают, что без пересмотра принятых на рынке технологических и экономических основ, его развитие невозможно.

По результатам исследований основной отраслью, обеспечивающей более 75% общего объема потребления сервисов внешнего электронного документооборота, является торговля и сфера услуг. При этом прогнозный показатель на 2022 год показывает незначительное сокращение этого отраслевого сегмента (69%) при увеличении доли промышленности (включая ТЭК) и сельского хозяйства за счёт внедрения сервисов маркировки и отслеживания бизнес-процессов.

Преимуществами перехода предприятий на EDI-системы являются:

  1. Повышение эффективности бизнес-процессов.
  2. Снижение финансовых и временных затрат.
  3. Улучшение оборачиваемости капитала.
  4. Создание единого информационного поля компании.
  5. Надёжный и безопасный доступ ко всей информации.
  6. Повышение качества обслуживания клиентов.
  7. Повышение социальной ответственности компании.

С появлением электронной подписи перед компаниями, внедряющими в свою деятельность EDI, стоит задача полного отказа от бумажного документооборота.

Существует ряд проблем, не позволяющих осуществить в настоящее время эту задачу.

Во-первых, несовершенство законодательной базы. Не вся законодательная база готова к переходу использования тех или иных документов исключительно в электронном виде.

Во-вторых, в целом невысокий уровень автоматизации процессов на предприятиях и менталитет сотрудников, привыкших работать с бумажными носителями информации.

В-третьих, текучка кадров в компаниях, что приводит к необходимости делать электронные подписи для каждого вновь нанимаемого сотрудника, что на данный момент является длительным и затратным процессом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)