Пространственные решения торгового предприятия

Для торгового предприятия принятие пространственных решений связано с экономической неоднородностью пространства, причем для предприятия розничной торговли они имеют бóльшее значение, чем для предприятий оптовой торговли, ввиду разных по масштабам зон обслуживания.

С позиций экономической теории использования пространства, обоснование решения о выборе места расположения торгового предприятия связано с установлением двух пространственных измерений — расстояния и площади.

Расстояние сказывается на величине транспортных издержек и, следовательно, на конкурентоспособности производимой и реализуемой продукции. Рынки отдельных товаров ограничены определенными географическими пределами, что указывает на влияние параметра площади.

Для торгового предприятия основными факторами неоднородности пространства являются прежде всего:

  • степень концентрации покупателей (клиентов);
  • интенсивность потребления товаров и платежеспособный спрос, конкуренция в данной местности;
  • транспортные расходы;
  • юридические нормы (например, налоги, условия лицензирования и сертификации, требования к уставу предприятия, к отчетности и пр. ограничения в деятельности);
  • цена покупки или аренды земельных участков или торговых и складских помещений;
  • требования по защите окружающей среды;
  • потенциал рабочей силы, уровень заработной платы в данной местности;
  • естественные и инфраструктурные условия: обеспечение удобной транспортной связью с потребителями и городом, возможности подвода железнодорожных путей; возможности подключения к инженерным коммуникациям (электричество, газ, вода, отопление);
  • перспективы развития промышленности данного региона;
  • др. внешние условия: возможность государственной поддержки; уровень инфляции; политическая ситуация и т. д.

В зарубежной и отечественной литературе для успешного выбора в городах месторасположения розничного торгового предприятия выделяют различные типы торговых пространств.

Их количество определяется особенностями городов, ввиду разных исторических корней, национальных особенностей, градостроительных решений, применяемых типов застройки и многих других факторов.

В крупных российских городах уже сложились такие типы торговых пространств, как деловой (торговый) центр, торговая артерия, специализированная функциональная территория. Однако практический опыт организации торговли демонстрирует распространение двух подходов: приближение торговых предприятий к центральным районам с высокой интенсивностью покупательского потока и размещение крупнейших по размеру торговых предприятий на окраине.

Обязательными условиями привлекательности такого подхода:

  • наличие хорошо организованной парковки и удобных подъездных путей;
  • широкий товарный ассортимент, позволяющий в одном месте купить все необходимое;
  • низкие цены за счет гибкой ценовой политики и реализации эффекта от масштаба деятельности.

Любое торговое предприятие выступает звеном цепи поставок и масштаб предприятия (размер, ассортимент, функции) определяет особенности и содержание пространственного проектирования цепей поставок.

Отдельно взятый несетевой магазин формата рядом с домом с ассортиментом около 1-2 тыс. ассортиментных позиций будет стараться минимизировать количество поставщиков и их пространственную удаленность, прибегая к работе с региональными оптовыми базами, дистрибуторами и местными производителями, а также кооперируясь с другими предприятиями как с целью закупок, так и сбыта продукции.

Иной подход у торговых сетей, которые вне зависимости от расположения контрагентов, взаимодействуют с отечественными поставщиками федерального и местного уровней, напрямую с зарубежными производителями, а также компаниями третьей стороны, занимающимися импортом товаров.

Так, X5 Retail Group работала в 2018 году с 5633 поставщиками, осуществлявшими товародвижение с помощью 5-ю хабов импорта и 42-х распределительных центров.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)