Понятие экономической безопасности муниципального образования
Люди живут и трудятся в городах и селах.
Располагающееся на участке земной поверхности с отдельными границами и пространственным базисом обеспечения жизнедеятельности муниципальное образование может иметь разный статус.
Имеются пять видов муниципальных образований: городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения.
В экономическом смысле местное самоуправление заключается в том, что домохозяйства делегируют местным органам власти те функции, которые они не в состоянии решить или решают неэффективно. Если им дорого или невозможно обеспечивать себя водой, канализацией, теплом, утилизацией мусора – они создают муниципальные коммунальные системы.
На территории муниципалитета находятся также частные, государственные, муниципальные, общественные, религиозные и иные организации и предприятия, инфраструктурные объекты и многое другое.
В целом муниципальное образование выступает как целостная социально-экономическая система, действующая на основе местного самоуправления. Она отделена от государства, относительно автономна, но вместе с тем является подсистемой региона (субъекта РФ) и страны, Российской Федерации в целом.
Давая такое определение, стоит иметь в виду, что экономическая безопасность муниципалитета никогда не рассматривается сама по себе, но всегда в определенном контексте.
Ключевыми для его самосохранения и устойчивого развития являются следующие характеристики:
- Зависимость от безопасности более высокого порядка – региона и страны в целом. Эта зависимость, как мы увидим дальше, сложная. В целом регион и страна «заботятся» о безопасности на местном уровне, поскольку это необходимо для их собственного самосохранения (экономическая безопасность муниципального образования как подсистема).
- Самодостаточность – в смысле относительной автономности, целостности системы. На территории муниципального образования находятся субъекты экономической деятельности, являющиеся источниками денежных доходов людей (плюс натуральные доходы от личных подсобных хозяйств), за счет которых они удовлетворяют свои базовые потребности – в жилье, в продуктах питания и т.д., в основных услугах – коммунальных, бытовых, образовательных, медицинских, финансовых, духовно-культурных, рекреационных и иных. Все это, включая локальный рынок, системы жизнеобеспечения, инфраструктуру, требуют упорядоченности и внутренней целостности, способности муниципалитета к самоуправлению (экономическая безопасность муниципального образования как суверенитет).
- Защищенность муниципального образования, экономических интересов его сообщества от внутренних и внешних угроз, способность противостоять им, сводя возможный ущерб к приемлемому уровню. Предполагает механизм защиты, управление функционированием, систему гарантий со стороны отдельных жителей, гражданского общества, местной элиты – деловой, интеллектуальной, политической, муниципальных органов власти, государства на региональном и федеральном уровнях (экономическая безопасность как состояние защищенности).
- Способность социально-экономической системы муниципалитета к самосохранению, самовоспроизводству и устойчивому развитию в рамках национальной экономики. Предполагает стратегическое планирование, управление развитием, грамотное использование ресурсов в условиях меняющейся среды (экономическая безопасность в динамике).
Правовое содержание экономической безопасности на муниципальном уровне определяется рядом основных законодательных актов.
В Федеральном законе «О безопасности», ч. 3, ст. 2, закреплены:
- принцип системности и комплексности применения органами государственной власти на федеральном и региональном уровне, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
- государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
- правовой основой политики национальной безопасности выступают, в частности, решения «органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности».
По поводу формулы «в пределах своих компетенций» специалисты отмечают, что в законодательном поле РФ нигде не дается их системного определения и соответственно не закрепляются место и роль органов местного самоуправлении в обеспечении национальной безопасности90. Компетенции органов местного самоуправления определяются № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» лишь в виде перечня частных вопросов местного значения для различных видов муниципальных образований, например, безопасность дорожного движения, пожарная безопасность, безопасность людей на водных объектах и т.д.91
В частности, в Стратегии национальной безопасности определяется задача обеспечения такой безопасности действиями органов государственной власти и органов местного самоуправления, на местном уровне – в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
В документе указано на участие органов местного самоуправления в мониторинге и оценке состояния экономической безопасности на основе данных статистики, но четко не определено, каким именно вызовам и угрозам могут противодействовать органы местного самоуправления.
В частности, необходимость создания условий для увеличения числа объектов торговой инфраструктуры и объектов общественного питания, важность совершенствования социальной, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры в сельской местности, преодоления очагов депрессивности на сельских территориях, увеличение количества торговых объектов, реализующих продовольственные товары, в том числе сельскохозяйственную продукцию и пр. Но, определяя задачи явно локального значения, Доктрина не содержит указания на роль органов местного самоуправления в их решении, по сути, исключая их из государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности.
В Стратегии экологической безопасности РФ до 2025 года органы местного самоуправления включены в сферу реализации политики в области экологической безопасности, отмечена роль муниципальных программ, финансирования из местных бюджетов, проведения экологической оценки проектов и программ развития муниципальных образований, но не определены конкретные полномочия, возлагаемые на муниципалитеты95.
Оценивая законодательство, регулирующее политику обеспечения экономической безопасности на местном уровне, профессор Е. М. Бухвальд делает вывод:
Необходим переход от декларативности к четким правовым регламентациям не только «делегируемых» полномочий, но и «добровольных» полномочий органов местного самоуправления.
- Комплексный мониторинг безопасности
- Система индикаторов экономической безопасности на глобальном уровне
- Угрозы экономической безопасности РФ на глобальном уровне
- Сущность и основные понятия экономической безопасности на глобальном уровне
- Оценка показателей внешнеэкономической безопасности РФ
- Современное состояние и проблемы обеспечения внешнеэкономической безопасности РФ
- Сущность и содержание внешнеэкономической безопасности РФ
- Механизм обеспечения муниципальной экономической безопасности
- Особенности обеспечения экономической безопасности на местном уровне
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу