Механизм обеспечения муниципальной экономической безопасности

Каким образом обеспечивается экономическая безопасность на местном уровне?

Механизм обеспечения экономической безопасности муниципального образования – это совокупность элементов организационно-управленческого характера, включая объекты и субъекты, цели и задачи, инструменты обеспечения экономической безопасности на местном уровне, а также последовательность мер по их реализации.

В механизме обеспечения муниципальной экономической безопасности Т. Л. Силина выделяет меры законодательного, организационно-правового, социально-экономического, идеологического, информационного, то есть организационно-управленческого, характера.

А. Ш. Ахмедуев в состав механизма включает основные составляющие экономической безопасности (социально-демографической, производственной, финансовой, энергетической, инфраструктурной и т.д.), меры по ее обеспечению, орган управления и его функции.

На рисунке 6.2 представлена схема основных элементов механизма обеспечения экономической безопасности.

Механизм обеспечения муниципальной экономической безопасности

Местные органы власти создают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности населения, реализуют гибкую систему управления, приспособленную к местным особенностям и условиям, способствуют развитию инициативы и самостоятельности гражданского общества.

Интересно
Полномочия органов местного самоуправления не могут быть произвольно ограничены каким-либо органом государственной власти. Правовой статус органов местного самоуправления определен Конституцией РФ, Федеральными законами № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и другими, которые определили, что местное самоуправление отделено от государственного управления и полномочия между органами власти строго разграничены.

Двойственность задач, решаемых местными органами власти, заключается в том, что они реализуют местное самоуправление и одновременно обеспечивают ряд конституционных гарантий государства.

Поскольку главной задачей местных органов власти является жизнеобеспечение граждан, государство делегировало им полномочия по выполнению конституционных обязательств, касающихся прежде всего образования, культурных потребностей, здоровья граждан.

Вместе с делегированием полномочий через систему бюджетных трансфертов государство финансирует их выполнение. Как мы увидим дальше, государственное финансирование составляет основную часть муниципальных бюджетов.

Поскольку кроме «делегируемых» полномочий имеются и «добровольные», на финансирование последних катастрофически не хватает денег.

К ведению органов местного самоуправления отнесено:

  • содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
  • создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
  • организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения, канализации;
  • организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
  • благоустройство и озеленение территорий;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов;
  • организация работы городского транспорта;
  • дорожное строительство и содержание дорог местного значения и т.д.

На местные органы власти возложены задачи выявления и учета лиц, которым необходима социальная поддержка. Местная власть ведет работу по улучшению жилищных, материальных, бытовых условий семей, потерявших кормильца, инвалидов, престарелых граждан. Ведется большая работа по созданию экологически безопасных условий жизни граждан.

Таким образом, далеко не полный перечень функций органов местного самоуправления свидетельствует, что они направлены прежде всего на то, чтобы обеспечить жизненно важные интересы граждан, их экономическую безопасность.

Роль местных органов власти в механизме обеспечения экономической безопасности муниципального образования является центральной. Реализуя местное самоуправление, они совместно с гражданским обществом и органами государственной власти на региональном и федеральном уровнях определяют цели и задачи обеспечении экономической безопасности, выбирают оптимальные инструменты, осуществляют меры воздействия, мониторят ситуацию, анализируют и оценивают результаты управления.

Поскольку каждое муниципальное образование уникально и уровень экономической безопасности постоянно изменяется, деятельность местных органов власти всегда носит инновационный характер.

Она, как правило, включает:

  • выявление, классификацию и анализ факторов, влияющих на экономическую безопасность на местном уровне;
  • идентификацию опасностей и угроз, тенденций изменения социально-экономической ситуации на территории муниципального образования и во внешней среде;
  • определение критериев и показателей безопасности, соответствующих специфике ее состояния, процессов и тенденций, а также пороговых значений показателей;
  • инвентаризацию собственных и привлекаемых ресурсов, определяющих границы возможностей муниципального образования;
  • прогнозирование динамики основных показателей и возможных угроз экономической безопасности на среднесрочный и долгосрочный период;
  • выработку целей и задач обеспечения экономической безопасности, стратегическое, тактическое и оперативное планирование их реализации;
  • выбор оптимальных инструментов выполнения планов, а также использование правовых, организационных, экономических и социальных мер по предупреждению и предотвращению возможных, а также преодолению возникших угроз экономической безопасности;
  • обратную связь: мониторинг состояния и динамики основных показателей экономической безопасности в сравнении с пороговыми значениями и оценка эффективности принимаемых мер.

Стратегическое планирование выступает важнейшим инструментом обеспечения экономической безопасности на местном уровне.

Главная его задача – найти пути устойчивого, сбалансированного развития муниципального образования в долгосрочной перспективе.

Стратегическое планирование выступает средством, с помощью которого выявляются и балансируются экономические и иные интересы не только муниципалитета в целом, но и находящихся на его территории субъектов, привлекаемых для разработки стратегии – граждан, предприятий и организаций, общественных объединений, местных органов власти, представленных в муниципальном образовании органов государственной власти.

Выбор конкретной стратегии осуществляется на основе анализа ключевых факторов, влияющих на этот выбор.

SWOT-анализ как внутренних факторов функционирования муниципального образования (его сильных и слабых сторон), так и внешних (возможностей и угроз) крайне важен для выявления проблем его экономической безопасности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)