Система индикаторов экономической безопасности на глобальном уровне

В ходе обеспечения функционирования механизма экономической безопасности важно не только определять изменения, происходящие в экономике, с позиции безопасности, но и диагностировать, вышла ли национальная экономика страны из опасной зоны, в которой угрозы могут вызывать слишком резкие отрицательные последствия и приобретать часто системный характер в форме экономических или финансовых кризисов. С этой целью необходимо видеть границу этих зон, т.е. точно знать, какое значение того или иного количественного показателя-индикатора показывает, что экономика вошла в свою опасную зону.

Поскольку такими количественными значениями выступают пороговые значения, то они должны утверждаться официально, так как превышение этих предельных величии лишает экономику самой возможности функционировать в своем нормальном режиме.

Как правило, экономические интересы страны и угрожающие им факторы могут характеризоваться количественно одними и теми же показателями. Однако иногда для получения количественной характеристики экономических угроз требуется привлекать специальные показатели.

Важнейшее общее требование к ограниченному перечню значений пороговых экономических показателей безопасности – чтобы он отражал все главные сферы экономики.

Угрожающие экономической безопасности факторы формируются и проявляются вначале в одной какой-либо определенной сфере экономики, а затем постепенно переносятся в другие сферы и начинают воздействовать в целом на социально-экономическую ситуацию в стране. Отсюда вытекает это общее требование к перечню пороговых значений – давать возможность использования этих показателей в работе федеральных исполнительных органов, ведающих отдельными экономическими сферами, а также во властных органах субъектов РФ.

Следующее требование к списку пороговых экономических значений безопасности, вытекающее из их определения, – получение возможности количественно оценивать состояние определенной сферы экономики.

Иными словами, показатель в перечне пороговых индикаторов должен позволять производить количественную оценку и соответствовать существующей в стране системе национальной статистики, а также давать возможность сопоставлений с различными странами.

В Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации определены как количественные, так и качественные параметры состояния экономики (пороговые значения), за пределами которых возникают угрозы экономической безопасности страны.

В их числе:

  • динамика и структура ВВП, объемы и темпы промышленного производства, структура народного хозяйства (в отраслевом и региональном разрезе) и динамика развития отдельных отраслей, реальные инвестиции;
  • природно-ресурсный, производственный и научно-технический потенциал;
  • способность экономического механизма адаптироваться к изменяющимся внешним и внутренним факторам (инфляция, бюджетный дефицит, внешнеэкономические факторальные сдвиги, устойчивость национальной валюты, внешняя и внутренняя задолженность);
  • развитие кредитно-денежной и финансово-бюджетной систем страны;
  • качество жизни (ВВП на каждого жителя, размеры безработицы и степень дифференциации доходов, обеспеченность населения материальными благами и жизненно важными услугами, экология).

Для количественной оценки экономической безопасности необходимо придерживаться следующей последовательности:

  1. Определение главных направлений деятельности по обеспечению экономической безопасности. При выделении этих обеспечивающих направлений необходимо учитывать все виды существующей экономической деятельности.
  2. Определение перечня важнейших показателей экономической безопасности. Эта работа осуществляется экспертным методом с учетом особенностей объекта экономической безопасности. Этот перечень необходим для того, чтобы регулярно проводился мониторинг с анализом полученных результатов и оценкой отклонений фактических значений от их пороговых уровней.
  3. Определение собственно пороговых значений важнейших показателей экономической безопасности. Данный этап достаточно сложен при заданной точности критериев и определении количественных уровней безопасности государства, так как не по всем показателям можно с заданной обоснованностью определить предельные значения, которые могут быть положены в качестве оценок для принятия соответствующих решений. Чтобы определить возможность подобных расчетов, необходимо иметь статистически достоверную информацию за достаточно продолжительный соответствующий ретроспективный период, что позволяло бы в случае необходимости вовремя и с минимальными потерями корректировать неверные решения по основным функциональным составляющим.
  4. Определение и сводка фактических значений. Это, во-первых, определение фактических значений показателей экономической безопасности, во-вторых, сбор данных об изменении их значений по сравнению с базисным периодом, в-третьих, консолидация полученных данных с помощью единой централизованной информационной системы.
  5. Анализ сведенных данных: сопоставление значений полученных фактических данных с их имеющимися пороговыми значениями безопасности, комплексная оценка самих пороговых значений всех индикаторов (показателей), углубленное исследование полученной информации с учетом необходимых взаимосвязей экономических параметров.
  6. Выяснение причин расхождения между фактическими и пороговыми значениями экономической безопасности, т.е. определение существующих внешних и внутренних угроз национальной экономике. На данном этапе необходимо определить «слабые места», т.е. бреши в системе экономической безопасности, определить важнейшие угрозы этой системе в соответствии с основными направлениями деятельности объекта экономической безопасности. Конечным результатом мероприятий по количественной оценке уровня экономической безопасности является выработка системы мер по ликвидации угроз, снижению воздействия негативных последствий на объект экономической безопасности и укрепление позиций по основным направлениям обеспечения его деятельности.
  7. Создание полномасштабной и многоуровневой системы отслеживания динамики всех основных экономических показателей безопасности государства с применением современных инструментов наблюдения и контроля для регулирования экономических процессов, т.е. внедрение системы комплексного мониторинга.

Еще одно важное общее требование к пороговым значениям – необходимость и возможность их использования не только для оценки состояния какой-либо сферы экономики, но и для ее динамики.

Это означает, что параметры пороговых экономических значений безопасности должны предоставлять возможность оценки состояния экономического развития.

Особо важное требование к значениям индикаторов экономической безопасности – эти показатели должны отражать не второстепенные, а сущностные черты экономических интересов страны и соответствующих им экономических угроз безопасности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)