Особенности обеспечения экономической безопасности на местном уровне

По ряду особенностей безопасность на местном уровне отличается от безопасности на федеральном и региональном уровнях.

Если на государственном и региональном уровнях решаются более «глобальные» проблемы, то на местном уровне обеспечивается базовая, основополагающая потребность в безопасности жизни как отдельного человека и его семьи, так и местного сообщества в целом и хозяйствующих субъектов «на земле».

Стимулирование резервов и ликвидация угроз существования и развития муниципальных образований обусловлены громадным разнообразием условий каждого из них.

По данным Росстата, на 1 января 2020 г. 74,7 % населения страны проживало в городах.

Крупные мегаполисы в современной экономике нередко рассматриваются как локомотивы развития мировой экономики наряду с крупными корпорациями. Российские города-миллионеры в 2017 году обеспечивали 32 % ВВП страны.

Муниципальные образования Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Казани, других городов-миллионеров имеют под собой, как правило, прочную финансово-экономическую основу. Они имеют развитую инфраструктуру, в них расположены головные офисы крупных и средних компаний, обеспечивающих население высокооплачиваемыми рабочими местами.

Экономическая безопасность муниципалитетов в городах-миллионерах в существенной степени зависит от безопасности самих мегаполисов. «Как правило, они являются индустриальными центрами, имеют огромный научный потенциал, развитую систему учреждений образования, здравоохранения, культуры. В то же время города-миллионеры представляют собой мощную техническую систему со всеми ее технологическими и материально-экономическими проблемами. Но самое главное в том, что там живут миллионы людей.

Повышение качества их жизни – цель управления городом. И от того, насколько эффективно выстроена система управления крупнейшим городом, в немалой степени зависит его функционирование как единой социально-экономической системы». Существенные угрозы и возможности в городах-миллионерах создает миграция населения.

Большой проблемой является плохая экология. Транспортные «пробки», оторванность от природной среды, психологические проблемы, связанные с урбанизацией, периодически выталкивают жителей за пределы мегаполиса.

Всего на 01.01.2020 года насчитывается 15 городов-миллионеров с населением 33,7 млн. человек. Некоторые эксперты и политики предлагают местное самоуправление в этих городах упразднить.

Интересно
Крупные и средние города (156 городов с населением более 100 тысяч человек – всего 43 млн. жителей) являются основой «скелета» экономического пространства России. Это административные и промышленные центры, организующие жизнь вокруг себя. От их социально-экономического благополучия зависит и безопасность муниципальных образований – внутригородских районов, и безопасность обширных территорий региональных рынков вокруг них.

Состояние крупных и средних городов существенно дифференцировано. Среди них есть быстро развивающиеся и благополучные – Белгород (столица успешного региона), Краснодар (в недавнем прошлом город-миллионер), Липецк (промышленный центр с флагманом металлургии – Новолипецким комбинатом), Ханты-Мансийск (столица автономного округа, дающего 55 % нефти страны, город с 100-тысячным населением), Калининград (столица янтарного края со специфическим географическим положением, оторванным от центра России, единственный незамерзающий порт на Балтике), Иркутск (центр авиастроения – «Иркут» – и гидроэнергетики), Кемерово (столица шахтерского края), Ярославль (машиностроение, нефтепереработка, химическая промышленность) и др.

В исследовании столиц субъектов РФ Фонд «Институт экономики города» выделяет следующие группы городов:

  • города федерального значения;
  • центры нефтегазовых районов;
  • центры сильных регионов с выраженной промышленной специализацией;
  • центры сильных регионов без выраженной промышленной специализации;
  • центры среднеразвитых регионов с выраженной промышленной специализацией;
  • центры среднеразвитых регионов без выраженной промышленной специализации;
  • центры слабых регионов.

По оценке валового городского продукта за 15 лет, сделанной фондом «Институт экономики города», столицы субъектов РФ различаются по этому показателю в 600 раз! Институт также отмечает существенную волатильность (неравномерность темпов развития) городов100.

Малые провинциальные города – это города третьего уровня, как правило, с населением до 50 тыс. чел. (около 750 малых городов – примерно 3/4 всех городов или 1/4 всех городских поселений, включая поселки городского типа).

Они формируют «низовую основу» хозяйства регионов и страны, с одной стороны, дополняя экономическую базу крупных городов, с другой – осуществляя взаимосвязь с сельской местностью. Поэтому их надо рассматривать в совокупности с той зоной влияния, которое они оказывают.

Провинциальные города являются социокультурными центрами, к которым тяготеют окружающие территории. В общественных науках провинциальный город – это малый город, удаленный от центра страны, неподвластный интенсивному влиянию бурной жизни больших городов.

Ему характерен менталитет, хранящий истинные традиции народа, воплощенные в жизненном коллективном пространстве. Провинциальный город – это базовая характеристика русской цивилизации.

Урбанист В. В. Вагин отмечает, что провинциальный город в социологическом и социально-психологическом измерениях может быть рассмотрен как «благодатная почва для культуры самодостаточности», способной «молчаливо оппонировать государству».

Выделяют три основные группы: города – местные центры (как правило, административные центры районов), города-спутники и города – специализированные центры.

Более половины малых городов имеют статус «исторических городов». Их главная проблема – отток населения в крупные города и потеря исторического облика. Многие дома выкупаются жителями мегаполисов для сезонного проживания. Фактически они превращаются в «города дачного типа».

Многие малые города возникли в советский период вокруг новых предприятий. Прежде всего, это оборонные предприятия и предприятия минерально-сырьевого сектора. В настоящее время такие города получили статус моногородо.

Их главная проблема – зависимость узкоспециализированных предприятий и соответственно жизни города от социально-экономической обстановки в стране в целом. Особенно сильно по экономическому положению ударил кризис 2008-2009 годов: если в первые годы XXI века моногорода производили 30-40 % ВВП страны, то после кризиса только – 15-17 %. Безработица, низкие зарплаты вызвали протесты, что заставило правительство разработать федеральную программу диверсификации производства и создания новых рабочих мест в моногородах.

Исходя из оценки социально-экономического состояния моногородов, положения градообразующего предприятия на отраслевом рынке, муниципальные образования разделили на кризисные, стабильные и находящиеся в зоне риска.

Сельские поселения представляют собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых осуществляется местное самоуправление (согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Всего на 1 января 2020 г. в России свыше 16 тыс. сельских поселений с населением 31 млн. человек – примерно пятая часть страны. В среднее сельское поселение входит порядка 10 деревень и сёл с населением от 500 до 2000 жителей.

На протяжении всего XX века село было практически донором развития страны, поставляя городу здоровые рабочие руки и продукты питания. С началом рыночных реформ многие колхозы и совхозы оказались коммерчески нерентабельны. С прекращением их деятельности деревни обезлюдели, что в свою очередь вызвало закрытие школ, домов культуры, других организаций. За последние 25 лет естественная убыль сельского населения и миграционный отток составили в совокупности 2,5 млн. человек.

От состояния сельских поселений в значительной степени зависит продовольственная безопасность страны.

Основные проблемы сельских поселений:

  • социальная инфраструктура разрушается – школы, клубы, медпункты, библиотеки закрываются, дороги плохие, газифицирована лишь половина поселений;
  • кредиты даются по высоким ставкам, дизельное топливо продаётся в два раза дороже молока и в четыре раза дороже зерна;
  • весь постсоветский период вопросы развития села курировались ведомством, отвечающим за агропромышленный комплекс, но ни индустриальное сельское хозяйство, ни фермерское не в состоянии обеспечить постоянную занятость селян, а отсутствие работы и как следствие доходов поддерживает миграцию из села и, следовательно, его деградацию.

Принятая в 2019 году Программа комплексного развития сельских территорий направлена на решение этих проблем и на реализацию «преимуществ сельского образа жизни»

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)