Проблемы управления государственным имуществом

В сентябре 1999 г. постановлением Правительства РФ № 1024 была принята Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации. В ноябре 2000 г. в этот документ были внесены некоторые изменения, не затронувшие, однако, его сути.

Согласно этой Концепции, к государственной собственности (государственному имуществу) в РФ относятся:

  • имущество, закрепленное за государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенные предприятия);
  • имущество, закрепленное за государственными учреждениями;
  • государственная казна РФ;
  • имущественные права РФ, вытекающие из ее участия в коммерческих организациях (акции; доли РФ в уставных капиталах хозяйственных товариществ и/или обществ).

При этом имущество, передаваемое государством государственным корпорациям (ГосК), переходит в собственность этих корпораций и перестает быть государственным. ГосК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГосК, если законом, предусматривающим создание ГосК, не предусмотрено иное.

Безопасность управления государственной (муниципальной) собственностью (УГМС) – это защищенность жизненно важных интересов государства (муниципалитета) в имущественной сфере от угроз, при которой обеспечивается наилучшее и наиболее эффективное его использование государственного (муниципального) имущества, обеспечивающее:

  • эффективное управление, целевое использование и сохранность государственного имущества;
  • наличие понятных и прозрачных процедур вовлечения объектов государственной собственности в оборот и максимизация их доходности;
  • условия по недопущению коррупционных проявлений при управлении государственной собственностью.

Основными проблемами и угрозами, проявляющимися в сфере обеспечения экономической безопасности управления государственным имуществом, выступают:

  • недостаточная эффективность управления государственной собственностью;
  • потеря контроля со стороны государства над объектами управления;
  • недостаточная мотивация и ответственность всех участников процесса управления федеральной собственностью;
  • недостаточное техническое оснащение процесса взаимодействия участников управления;
  • наличие дублирующих полномочий у Росимущества и иных федеральных органов исполнительной власти;
  • необходимость оптимизации состава федерального имущества с точки зрения исполнения государственных функций;
  • отсутствие в законодательстве конкретных целей управления федеральной собственностью; противоречивое положение государства как акционера крупнейших компаний;
  • нарушение принципов справедливой конкуренции в секторах со значительным участием государства.

Для решения данных проблем и нейтрализации угроз необходимо совершенствование механизма управления государственной собственностью по следующим направлениям:

  • определение целевого назначения каждого объекта, закрепление целей управления в нормативных актах и регистрация объектов в единой системе учета государственного имущества;
  • повышение уровня корпоративного управления компаний с участием государства;
  • совершенствование организационного механизма Росимущества как специализированного органа по управлению государственным имуществом, привлечение им для работы квалифицированных специалистов;
  • создание новой модели приватизации, характеризующейся переходом от продажи недвижимости к продаже акций крупных акционерных обществ.

Часть средств от приватизации планируется направлять на развитие приватизированных предприятий.

Как показывает практика ведения дел владельцами различных форм собственности, государство (муниципалитет) в общем случае менее эффективный собственник, чем частный предприниматель.

Поэтому в рыночной системе хозяйствования государство (муниципалитет) обычно стремится закрепить в своем владении лишь тот минимально необходимый объем собственности, который необходим ему для выполнения своих функций (обеспечения национальной безопасности, устойчивого позитивного развития экономики, удовлетворения насущных потребностей населения, поддержания стабильности позитивных общественных процессов и т. п.).

В этой связи государство (муниципалитет) разрабатывает планы приватизации части «лишнего» имущества, передавая его (полностью или частично) частным предпринимателям, через процедуру приватизации.

Обратным процессом выступает процедура национализации частной собственности посредством приобретения (полностью или частично) частного имущества (такая практика осуществлялась в СССР, Великобритании, Германии).

При национализации собственности органы власти на всех уровнях управления заинтересованы одновременно в:

  • сохранении и улучшении тех активов государственных (муниципальных) предприятий и той недвижимости государственных (муниципальных) учреждений, без которых оно не может эффективно выполнять свои функции;
  • получении максимальных доходов от государственной (муниципальной) собственности или, если это по каким-либо причинам невозможно, минимизации затрат на эту собственность.

В случае приватизации имущества, государство заинтересовано в:

  • получении максимального дохода от приватизации государственного (муниципального) имущества;
  • передаче государственного (муниципального) имущества в руки наиболее эффективного частного собственника, который станет для государства (муниципалитета) источником значительных и устойчивых налоговых поступлений.

Основными целями и задачами государственной политики в сфере приватизации государственного (муниципального) имущества в настоящее время являются:

  • сокращение избыточного объёма государственной (муниципальной) собственности;
  • привлечение инвестиций и современных технологий новыми собственниками, заинтересованными в долгосрочном развитии приватизированных предприятий;
  • повышение эффективности управления за счёт усиления ответственности собственников;
  • оптимизация структуры государственной собственности, в том числе путём её концентрации и преобразования ФГУП (ГУП, МУП) в АО;
  • создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса, прежде всего малого и среднего.

В настоящее время в части угроз интересам государства в имущественной сфере существует угроза противостояния личных или групповых интересов лиц, управляющих государственной (муниципальной) собственностью и распоряжающихся ею, а также чиновников, влияющих на управление этой собственностью, с одной стороны и интересов государства как владельца этой собственности – с другой. Первые и вторые зачастую преследуют цель личного обогащения при пользовании и распоряжении государственной (муниципальной) собственностью.

Отсюда их стремление:

  • сохранить непрозрачность процесса управления государственной (муниципальной) собственностью, неоправданно усложнить этот процесс, сохранить по возможности бесконтрольный характер управления;
  • выводить активы государственных (муниципальных) предприятий в подконтрольные частные предприятия;
  • утаивать от государства и присваивать доходы от коммерческой деятельности ФГУП, ГУП, МУП и АО и от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества;
  • за вознаграждение намеренно снижать эффективность работы государственных (муниципальных) предприятий в интересах их конкурентов, превращаясь тем самым в скрытых агентов этих конкурентов;
  • находясь в сговоре с теми, кто стремится приобрести высоколиквидную государственную (муниципальную) собственность, приватизировать такую собственность по неоправданно низким ценам.

Другой угрозой интересам государства в имущественной сфере является непрофессионализм многих чиновников в вопросах управления и распоряжения государственной собственностью.

Его следствием являются неоправданные финансовые и материальные потери и такое явление, как коррупция.

Коррупция представляет собой «злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)