Оценка показателей внешнеэкономической безопасности РФ
В качестве инструментов реализации внешнеэкономической безопасности страны выступают пороговые значения показателей экономической безопасности.
В мировой практике определены количественные показатели пороговых значений показателей ВЭБ, превышение которых с большой долей вероятности может привести к негативным социально-экономическим последствиям:
- к деиндустриализации экономики, если: – уровень падения ВВП составит более 30-40 %; – доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности – менее 70 %; – объем внутреннего долга, % к ВВП за сопоставимый период времени, – более 20 %;
- к зависимости экономики от других стран, если доля импорта во внутреннем потреблении более 30 %;
- к снижению энерговооруженности экономики, если объем инвестиций в процентах к ВВП составит менее 25 %;
- к снижению научного потенциала экономики, если расходы на научные исследования в процентах к ВВП будут мене 2%;
- к стратегической зависимости жизнедеятельности страны от импорта, если доля импортных продуктов питания составит более 30 %;
- к колониально-сырьевой структуре экономики, если доля в экспорте продукции обрабатывающей промышленности будет менее 40 %;
- к технологическому отставанию экономики, если доля в экспорте высокотехнологической продукции составит менее 10-15 %.
Государственной программой РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности» определены целевые показатели программы и ожидаемые результаты.
В последнее время отмечается ее продвижение в главных рейтингах Всемирного банка, что позволяет в том числе оценить развитие сферы ВЭД (табл. 7.4).
Позиция России в соответствии с индикатором «Международная торговля» рейтинга Doing Business, который учитывает временные и финансовые затраты на организацию экспорта и импорта товаров (табл. 7.5).
Итоговый показатель представляет собой среднее арифметическое значений временных и стоимостных показателей затрат на оформление документов и соблюдение требований государственного контроля при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
В настоящее время в России реализуется комплекс мероприятий, направленных на снижение стоимостных и временных затрат на прохождение границы при осуществлении внешнеэкономической деятельности по следующим направлениям:
- либерализация валютного и экспортного контроля;
- автоматическая регистрация деклараций и автоматический выпуск товаров;
- сокращение времени совершения операций при экспорте товаров.
Создаваемая на базе АО «Российский экспортный центр» информационная система «Одно окно» позволит экспортеру осуществить подготовку необходимых документов и таможенное декларирование товаров в минимально возможные сроки и с минимальными финансовыми затратами.
Индекс глобальной конкурентоспособности позволяет косвенно оценить уровень привлекательности экономики для иностранных инвесторов и глобальных компаний исходя из оценки эффективности использования ею имеющихся ресурсов. Рассчитывается Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) на основании 110 экономических и социальных индикаторов (сгруппированы в 12 блоков, две трети из которых определяются на основании опроса руководителей международных компаний в четырех областях: благоприятная институциональная среда, человеческий капитал, развитие рынков, инновационная экосистема).
Однако, несмотря на положительную динамику основных индикаторов внешнеэкономической безопасности, по многим показателям пороговых значений они находятся ниже предложенных пороговых значений, а социально-экономическая система нашей страны не вышла из зоны экономических угроз (например, объем ВВП; инвестиции в основной капитал; социальные показатели). Грамотная политика в области экономических и политических взаимоотношений России с зарубежными странами и их союзами позволит ей поднять и упрочить свои позиции в мировом хозяйстве, таким образом повысить уровень внешнеэкономической безопасности для экономики своей страны.
Представляет интерес проведение предприятиями экспортно-импортных операций на рынках стран БРИКС, ЕврАзЭС, Средней и Юго-Восточной Азии и в других потенциально привлекательных регионах.
При этом Европейский союз остается ведущим торговым партнером России как по экспорту, так и по импорту. На втором месте наиболее значимых стран в торговле занимают Китай и блок ЕАЭС. По итогам 2019 года доля стран дальнего зарубежья в товарообороте составила 87,9 %, по отношению к 2018 году снизилась на 3,4 % в экспорте – 87,4 %, уменьшившись на 6,4 %, в импорте – 88,9 %, увеличившись на 2,3 %.
Внешнеторговый оборот России со странами СНГ в 2019 году снизился на 1,3 %. Экспорт России в страны СНГ уменьшился на 2,8 %, а импорт России из стран СНГ увеличился на 1,9 %.
Основными торговыми партнерами Российской Федерации выступают следующие страны:
- при экспорте – Нидерланды, Китай, Германия, Белоруссия, Турция, Италия, США, Япония, Казахстан и Польша;
- при импорте – Китай, Германия, США, Белоруссия, Франция, Италия, Япония, Польша, Украина и Казахстан.
Достижение задач, поставленных перед структурами, обеспечивающими внешнеэкономическую безопасность страны, требует создания и реализации стратегии внешнеэкономической безопасности, отражающей современные и перспективные тенденции в изменении уровня внешнеэкономических угроз.
- Комплексный мониторинг безопасности
- Система индикаторов экономической безопасности на глобальном уровне
- Угрозы экономической безопасности РФ на глобальном уровне
- Сущность и основные понятия экономической безопасности на глобальном уровне
- Современное состояние и проблемы обеспечения внешнеэкономической безопасности РФ
- Сущность и содержание внешнеэкономической безопасности РФ
- Механизм обеспечения муниципальной экономической безопасности
- Особенности обеспечения экономической безопасности на местном уровне
- Понятие экономической безопасности муниципального образования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу