Подзаконные акты как источники избирательного права

К источникам российского избирательного права относят­ся также подзаконные нормативные правовые акты. Отдельные отношения, связанные с подготовкой и проведением выборов в Российской Федерации, регулируются подзаконными нормативными актами Президента РФ, Правительства РФ, избирательных комиссий.

Нормативные акты Центральной избирательной комиссии РФ, иных федеральных государственных органов не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам. Нормативные акты избирательных комиссий субъектов РФ и нормативные акты по вопросам, связанным с выборами других государственных органов субъектов РФ, не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, конституциям (уставам), законам субъектов РФ о выборах, нормативным ак­там Центральной избирательной комиссии РФ.

Отдельное место в системе избирательного законодательства занимают указы Президента РФ, объявленного в соответствии со ст. 80 Конституции РФ главой государства. Характер указов, принимаемых Президентом РФ по вопросам, входящим в сферу избирательного права, разнообразен. В частности, можно выделить указы ненормативного характера, при­нимаемые главой государства в связи с осуществлением им своих конституционных полномочий. Так, например, в соответствии со ст. 84 Конституции РФ он назначает выборы Государственной Думы.

Кроме того, Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина, а значит, в том числе и избирательных прав. Так, в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан Президентом РФ были приняты Указы: от 30 мая 1997 г. № 535 «Об обеспечении из­бирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных органов налоговой полиции и работников органов прокуратуры Рос­сийской Федерации» и от 28 февраля 1995 г. № 228 «О фе­деральной целевой программе повышения правовой культу­ры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации».

Среди подзаконных актов, регулирующих складывающиеся в избирательной сфере отношения, основное значение имеют акты избирательных комиссий. По своему правовому статусу избирательные комиссии не должны заниматься правотворческой деятельностью, однако, они имеют право принимать акты нормативно-правового характера на основании и во исполнение соответствующих законов. Это могут быть инструкции, постановления, положения и иные решения, целью которых является обеспечение единообразного применения законодательства о выборах. Так, Центральная избирательная комиссия РФ в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения ФЗ «Об основных гарантиях…» и давать заключения о соответствии законов субъектов РФ этому Закону.

Особенность нормативных правовых актов избирательных комиссий заключается в том, что их положения обязательны, как правило, для нижестоящих избирательных комиссий. Но вместе с тем они регулируют действия и других участников избирательного процесса.

Решения и иные акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетен­ции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей. Следует подчеркнуть, что принятие нормативных актов избирательными комиссиями направлено на обеспечение единообразного применения уже существующего законодательства, а не на создание новых избирательных процедур.

Еще одним видом источников избирательного права подзаконного характера являются нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Эти акты должны приниматься в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации. Ими регулируется порядок подготовки и проведения выборов органов и должностных лиц местного самоуправления.

Установление содержания ряда избирательных процедур при проведении муниципальных выборов актами органов местного самоуправления основано на положении ст. 131 Конституции РФ, в силу которого население соответствующих территорий имеет право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. Основным нормативным правовым актом муниципального образования является устав, закрепляющий структуру и порядок формирования органов местного самоуправления, а также определяющий срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц.

Завершая характеристику источников избирательного права, необходимо отметить, что стабильность законодательства, в том числе и избирательного, способствует его успешной реализации, однако, изменение действующих законов неизбежно и просто необходимо. Изменение, а тем самым и совершенствование избирательного законодательства связано со спецификой реализации норм избирательного права.

Этот процесс предполагает приведение материальных и процессу­альных норм в соответствие с изменениями социально-политических условий жизни общества, а также устранение противоречий и пробелов в законодательстве, его систематизацию и кодификацию как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Сложность совершенствования избирательного законодательства проявляется в обеспечении свободы реализации избирательных прав граждан, с одной стороны, и необходимости детальной регламентации избирательных процедур, с другой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)