Первые колейные дороги и изобретение рельса

Долгое время в качестве источника движения транспортных средств оставались мускульные усилия людей и животных, а также различные природные силы – сила ветра, течение воды, сила тяжести. Наибольшее распространение имели сухопутные транспортные средства, приводимые в движение ограниченной по величине мускульной силой человека и животных.

Для уменьшения силы трения, ограничивающей массу перевозимого груза, первоначально применялись повозки на полозьях. Затем полозья стали заменяться круглыми бревнами, на которых катилась повозка.

Первое документальное упоминание о повозках на колесах – колесницах относится к V тысячелетию до нашей эры (Западная Азия). Колесо позволило избавиться от трения скольжения, и заменить его меньшим по величине трением качения. Для уменьшения сопротивления качению стали строить дороги. Проселочные – гужевые дороги в Древней Греции были заменены на более совершенные колейные дороги, представлявшие собой высеченную в камне колею по всей протяженности дороги.

Для предотвращения разрушения дорог в Древнем Риме применялись дороги с многослойным строением дорожной одежды, состоящей из слоев песка, щебня и камня. Дороги оказались настолько долговечными, что с успехом используются и в настоящее время.

В XVI веке появились первые рельсы, по которым перемещались вагонетки с рудой на короткие расстояния. Первые рельсы представляли собой гладкие деревянные брусья, положенные на лежни, зарытые в землю. Телега-вагонетка по таким рельсам катилась легче, чем по земле, и лошадь могла тащить больший груз. Недостаток деревянных рельсов – их недолговечность, поскольку поверхность деревянных брусьев быстро становилась неровной.

В 1764 году русский гидротехник Кузьма Фролов построил на Алтае первое в мире полностью механизированное предприятие по добыче и обработке руды. На этом предприятии вагонетки, груженные рудой, перемещались по первым в мире металлическим рельсам.

В 1806 г. Петр Фролов первым предложил и в 1810 г. построил экспериментальную магистральную чугунную дорогу длиной 1867м, которая была строго горизонтальной. К 1820 году был создан необходимый теоретический и экспериментальный базис для начала промышленного строительства железных дорог.

На протяжении почти полувека с момента постройки первой чугунной дороги на Александровском пушечном заводе в Петрозаводске (1778г.) рельсовый транспорт в России находил свое применение исключительно в качестве вспомогательного механизма на горно-металлургических производствах (дорога от Змеиногорского рудника до Корбалихинского сереброплавильного завода (1806г.) и первая рельсовая дорога с паровой тягой на Нижнетагильском металлургическом заводе Демидовых (1834г.). Ведомство путей сообщения России впервые рассматривало вопрос о возможности строительства железной дороги общего назначения в 1826 г.

В 1837 году открывается первая в России опытная железная дорога длиной 25 километров, соединяющая Петербург, Царское Село (г. Пушкин) и Павловск. Желтоголубые поезда, состоящие из вагонов-карет, первое время приводились в движение лошадьми. Позже на этой дороге появились паровозы, приобретенные за границей.

Лошади применялись в качестве движущей силы и на других, более поздних железных дорогах России. Их использовали для передвижения и сортировки вагонов на грузовых станциях, для формирования составов.

После длительной и упорной борьбы между сторонниками и противниками железных дорог в 1843 году было начато строительство железной дороги между Петербургом и Москвой, протяженностью 650 км. Дорога была пущена в эксплуатацию 1 ноября 1851 года и на то время являлась самой протяженной двухпутной железной дорогой.

Интересно
Первую треть XIX в. путями и дорогами России заведовало Управление водяными и сухопутными сообщениями, переименованное в 1833г. в Главное управление путями сообщений и публичными зданиями. К середине XIX в. стало очевидным отставание России от развитых государств мира в деле строительства железных дорог (в 1956г. в России насчитывалось 979 верст железнодорожных линий, что составляло лишь 1,5;% мировой железнодорожной сети.

В период царствования Александра II в начале 60-х годов XIX в. началось динамичное развитие железнодорожного
транспорта России. Строительство железных дорог шло параллельно с процессами совершенствования управления дорогами и постепенным созданием системы государственного участия в организации работы железнодорожного транспорта. 26 января 1857г. Александром II был подписан Указ о создании сети железных дорог. Одновременно правительство заключило концессию на сооружение целого ряда железных дорог общей протяженностью 4000 км.

Для реализации планов по строительству было создано Главное общество Российских железных дорог с участием русского, французского, английского и немецкого банковского капитала. Помимо дорог Главного обществ было разрешено российским предпринимателям строить железные дороги второстепенного назначения. В связи с возникшими финансовыми сложностями к 1862г. было построено только 2600 км пути, в результате чего правительство готового было прекратить дальнейшее строительство.

Однако против такого решения выступил вновь назначенный главноуправляющий путями сообщения П.П.Мельников. Он разработал проект строительства сети железных дорог, основанный на широком привлечении частного капитала и частных строителей. В результате с 1866 по 1868гг. были построено 6496 верст новых 26 железнодорожных линий. В июне 1865г. Главное управление путей сообщения было преобразовано в Министерство путей сообщения (МПС).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)