Естественная убыль грузов и ее нормирование

Естественная убыль – уменьшение количества груза под воздействием естественных причин в условиях нормального технологического процесса перевозки и хранения. Нормы естественной убыли устанавливаются, если ее нельзя предотвратить, или затраты на ее предотвращение экономически не выгодные.

Меры для сокращения естественной убыли массы, прежде всего, должен принимать грузовладелец, предъявляя груз к перевозке в более герметичной, малопроницаемой таре. Однако в ряде случаев, затраты на создание такой тары значительно превышают сумму экономии, которая может быть достигнута за счет предотвращения естественной убыли.

Нормы естественной убыли устанавливаются на основе результатов проведения специальных научно–исследовательских работ или на базе статистической обработки отчетных данных с соответствующей корреляцией их.

Основой нормирования являются средние величины естественных потерь грузов, возникших в нормальных (средних) условиях перевозки. Нормы устанавливаются соответствующими государственными органами.

В ряде случаев целесообразно пользоваться, при конкретных перевозках, согласованными договорными нормами (с учетом особенностей груза, проницаемости тары или упаковки, длительности и климатических условий морского перехода, конструктивных особенностей судов и др.), ориентируясь на действующие нормы естественной убыли.

Нормы естественной убыли массы не применяются для грузов:

  • в герметической упаковке (например, запаянных, залитых сургучом, смолой и пр.);
  • жидких в стеклянной герметической упаковке;
  • масла сливочного, маргарина и сыра плавленого, фасованных;
  • консервов всяких в жестяной и стеклянной таре;
  • сахара–рафинада в пачках и пищевых концентратов, хозяйственного мыла и др., упакованных в стандартную тару и поступающие в продажу без взвешивания;
  • гигроскопических грузов, которые должны быть предварительно пересчитаны на одинаковое влагосодержание (при погрузке и при выгрузке);
  • при наличии признаков хищения, просчетов, утерь и пр.

При перевозках тарных грузов нормы естественной убыли массы применяются только при совпадении числа грузовых мест.

Нормы естественной убыли могут устанавливаться для конкретных грузов (или групп грузов) не только в целом, но и отдельно на каждую операцию (прием, перевозка, хранение, выдача), период года и географические зоны.

Дополнительные нормы естественной убыли массы устанавливаются для навалочных грузов:

  • на каждую перевалку с морского на железнодорожный транспорт и обратно;
  • на каждую перегрузку из судна в судно.

Такие же нормы устанавливаются при смешанных железнодорожноводных перевозках. При перевозках грузов в смешанном сообщении нормы естественной убыли массы устанавливаются для каждого вида транспорта, участвующего в перевозке.

К факторам, влияющим на норму естественной убыли относятся:

  • транспортные характеристики груза;
  • защитные свойства тары;
  • число перевалок (перегрузок) за время транспортировки;
  • дальность перевозки;
  • время (период) года;
  • время хранения.

Например, установлены нормы естественной убыли для каждой группы (вида) нефтепродуктов отдельно на каждую операцию (прием, перевозка, хранение, выдача), по периодам года (осень–зима 1.10–31.03, весна–лето 1.04–30.09) и географическим зонам (южная, северная, средняя).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)