Первичные социокультурные сети

Все сказанное выше относится к первичной группе  как аналитической,  идеально-типической  единице   социальности, культурной специфичности. Однако несколько раз в тексте приходилось говорить о включенности первичной группы в более широкое социокультурное пространство в связи с обсуждением поддержания ее идентичности и изменений в групповой жизни.

Важность этого вопроса предполагает необходимость более подробного рассмотрения строения обыденного уровня социокультурного пространства.

Семья. В качестве прототипа первичной группы  можно рассматривать нуклеарную семью, состоящую из мужа, жены и ребенка. Значимость семьи для поддержания социокультурной жизни заключается в том, что она является первоначальной единицей, по структуре и функциям необходимой и достаточной для воспроизведения культурных форм социальности.

Вступая в брак, мужчина и женщина объединяют ранее полученные в своих семьях образцы  и  навыки  семейной жизни и на их основе строят собственный дом. Таким образом удерживаются  и воспроизводятся некоторые традиционные характеристики культуры семейных отношений, с одной стороны, и их модификация за  счет  проявления  индивидуальных  особенностей каждого из супругов — с другой.

Ребенок здесь впервые осваивает элементы социокултурной реальности через отношения с родителями, через их атмосферу. Таким образом он приобретает навыки взаимодействий  и  коммуникаций  и  соответствующие  знания. Отношения со взрослыми как с более сильными дают ему представление ,о социальной иерархии, о преимуществах и издержках  различных позиций в ее рамках.

Жизненный опыт родителей,  их  неизмеримо больший объем знаний, навыков по сравнению с ребенком на начальных стадиях социализации знакомит его с действиями механизмов контроля над окружением.

Система поощрений  и  наказаний,  используемых  в семье, позволяет ему на практике включиться в отношения «власть — подчинение». Тесные эмоциональные связи в семье, непосредственность контактов обеспечивают ребенку возможность развития эмпатических способностей, языка чувств.

В семье представлены фундаментальные социально-демографические различия: между мужчиной и женщиной, мужскими  и  женскими ролями; между поколениями и культурными позициями взрослых и детей. В рамках этой социокультурной единицы осуществляется совместное хозяйство.

Она имеет свое пространственное воплощение — принадлежащие ей территории, помещения, вещи; положение в обществе. Через элементы  образа  жизни  ее  члены фиксируют социальное, значимое для них время.

Иными словами, здесь можно обнаружить набор предпосылок, необходимых для освоения и воспроизведения исходных социально значимых знаний и навыков, основных элементов социокультурного опыта.

Родственные связи. Обычно семья не ограничивается нукле- арной формой. У супругов, как правило, сохраняются связи с собственными родителями, братьями, сестрами, другими  родственниками.  Они  образуют первый круг социокультурных сетей, порождаемых тесными межличностными отношениями.

На  этом  уровне  осуществляется действие семейных традиций. Одновременное сосуществование и постоянное или периодическое взаимодействие  представителей  трех,  а  то и четырех поколений, связанных родственными узами, со специфичными для  них  культурно  установленными  образцами интимных отношений, позволяет последовательно передавать семейные ценности, нормы, стереотипы поведения, действий, а в определенных случаях социальное положение, престиж от поколения к поколению, от старших к младшим, от прямых ветвей к боковым.

Включенность различных членов семьи в разнородные группы принадлежности — профессиональные, дружеские, ассоциации по интересам и т. п. — существенный  фактор  ее  обеспечения многообразной культурной информацией как общего, так и специализированного,                                   например,        профессионального, конфиденциального характера.

В ходе взаимодействия и обмена такого рода информацией принятые здесь нормы,  правила,  стереотипы поведения и отношений подвергаются постоянной проверке «на прочность». Те из них, что  оказываются   устойчивыми  организационными принципами по  отношению  к  изменениям окружения, составляют то, что входит в понятие семейных традиций.

Те же, что проявляют слабую организационную эффективность, необоснованность,  адаптационную несостоятельность,  начинают подвергаться сомнению, считаться необязательными и образуют такие слабые места в структуре семейных нормативов,  которые  разрушаются под напором внешних и внутренних воздействий  и  открывают  каналы  для проникновения новых культурных образцов.

В этом контексте работают механизмы сохранения и изменения традиционных семейных устоев от поколения к поколению.

Те из них, которые держатся на переживаемом жизненном  опыте,  общем  для  всех их представителей, —  это  могут  быть  устойчивые  черты общесоциальной ситуации (стабильность или кризис в обществе); состояния самой семьи (бедность или богатство, концентрация в одном месте жительства или рассеянность в географическом пространстве); повторяющиеся ситуации (праздники,  ритуальные  контакты,  конфликты и т. п.) — скорее всего и сохраняются при трансляции от старших поколений к младшим.

Те же устойчивые черты, которые более используются как символы,  демонстративные  признаки принадлежности к семье, или же удерживаются по привычке, утратив свои адаптивные свойства или связь с непосредственными переживаниями, становятся объектами изменений, порождаемых младшими поколениями.

Для их представителей такие действия, суждения, связи и т. п., которые не созвучны их опыту, не  имеют  непосредственной  значимости, личностного смысла, кажутся  ненужными,  лишними,  устаревшими  и  т. п. Соответственно молодые пытаются преодолеть такие семейные стереотипы, установить какие-то более приемлемые для себя порядки в отношениях и взаимодействиях с родственниками.

За счет включенности членов семьи в иные группы она приобретает второй круг социальных связей — друзья — и третий — знакомые. Разделение этой зоны социальных сетей на друзей и знакомых имеет важный теоретический смысл для изучения обыденного социокультурного пространства.

Дело в том, что в первым случае отношения обычно  носят  более  открытый,  эмоционально  более глубокий характер, чем  во  втором.  В  дружеских  отношениях допускается высокая степень импровизационности, культурного экспериментирования, игры, тогда как связи, обозначаемые понятием

«знакомые», носят более ролевой, формальный характер, они более поверхностны и эмоционально более нейтральны.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)