Познавательные функции понятия «образ жизни»

Изучение дифференциации социокультурного пространства с точки  зрения образа жизни позволяет увидеть, как культура общества проявляется в конкретных взаимодействиях и коммуникациях представителей различных социальных групп, как на уровне повседневности реализуются те возможности, которые имеются на соци- етально-институциональном и обыденном уровнях в рассматриваемый период.

Такой анализ позволяет осмыслять значимость относительной независимости друг от  друга  форм  организации  приватной  жизни людей, с одной стороны, и изменений социальной структуры общества — с другой.

Речь идет об объяснении того факта, что образ жизни различных людей неодинаково динамичен в одних и тех же социокультурных условиях. Очевидно, что такая постановка вопроса предполагает обязательное включение личностных характеристик в общетеоретическую схему исследования. Это позволяет проследить, как индивидуальные особенности людей в одних и тех же объективных условиях влияют на способ организации ими жизненной среды  и процессов самореализации в их рамках.

Говоря о специфике анализа социального расслоения с помощью понятия «образ жизни», необходимо отметить следующее.

Во- первых, речь идет об определенном временном ограничении: соответствующие процессы и явления рассматриваются  при фиксированных фундаментальных компонентах условий их реализации в пределах времени, сравнимых с жизненным циклом человека (от одного до трех поколений).

Во-вторых, рассмотрению подлежат  формы  взаимодействия и коммуникации, в которых участвуют люди на протяжении индивидуального существования. В-третьих, изучается обыденный уровень социокультурной жизни, на котором берут начало, поддерживаются и изменяются предметная среда, нормы, ценности, образцы поведения и интеракций.

Таким образом, можно сказать, что в сфере исследовательского внимания оказывается область  явлений,  которая занимает промежуточное положение между общими закономерностями динамики социальных институтов и процессами повседневного существования людей.

При изучении социокультурной микродинамики это делает понятие «образ жизни» специфичным и незаменимым по отношению к таким понятиям, как «социальная структура», «социокультурные институты», «культура», «общество».

Оно  становится  теоретической базой для обоснования концепции социальной стратификации. В этой связи следует более подробно остановиться на качестве информации, получаемой с его помощью, т. е. на его теоретико-познавательных функциях и возможностях.

Выделяющий (идентифицирующий)аспектпонятия. Поиятие  «образ жизни» используется с  целью  указать  на  специфичные,  но существенные характерные особенности представителей различных социокультурных           групп,     выделяющие         (определяющие, идентифицирующие) их по отношению друг к другу.  Такая идентификация в зависимости от исследовательской задачи двояким образом.

Во-первых,  по  социально-типологическим признакам. В этом случае люди характеризуются с точки зрения  значимых социальных и культурных факторов,  определяющих  условия  и  формы их повседневного существования в зависимости от групповой принадлежности или этно-региональных особенностей уклада жизни.

Например, выделение «традиционного» или «современного»  образа жизни означает характеристику членов общества в соответствии с типичными для социально-экономической и политической системы чертами условий и способов  его  организации.  Выделение  городского или сельского образа  жизни  идентифицирует  людей  по  особенностям его формы и содержания, которые определяются  спецификой характерного для этих типов поселений уклада жизни. Во-вторых, по индивидуально-специфичным признакам.

Речь  идет  о  выделении группы людей или индивида по стилевым особенностям, характеризующим, например, принадлежность молодежи к различным субкультурам, взрослых — к определенным социокультурным слоям. Однако идентификация людей в этом случае осуществляется  не  столько по фундаментальным признакам содержания их деятельности, сколько в соответствии с особенностями демонстрируемых внешних проявлений.

Сравнительный аспектпонятия. Понятие «образжизни» позволяет сравнивать различные способы организации людьми процессов существования в пространстве не только одной и  той  же,  но  и  различных культур.

Сравнение уже идентифицированных по  образу жизни людей может проводиться по ряду параметров. Во-  первых,  с точки зрения социально-экономических и  культурных  условий,  в которых он реализуется. Так, сравнивая современные городские  и сельские условия, можно отметить, что первые обеспечивают для  человека большее разнообразие возможностей выбора среди видов деятельности, форм взаимодействия и коммуникации, стилей поведения, чем вторые.

Во-вторых, по структурным характеристикам организации людьми процессов своей повседневности. Например, можно сравнивать соотношение труда и досуга в образе жизни рабочего и учителя, место и формы освоения искусства в образе жизни школьника и студента и т. п. При изучении социокультурных микропроцессов основой для сравнения могут стать такие параметры, как сложность и динамизм образа жизни представителей различных социальных групп.

Оценочный аспект понятия. Понятие  «образ  жизни»  можно использовать с целью социально значимой оценки членов общества. Ей могут подвергаться соответствующие изменения во времени. В этом смысле следует понимать высказывания о том, что образ жизни определенного человека стал более организованным, более упорядоченным или же менее стандартным и т. п. Представители различных социальных групп оценивают, насколько (в терминах оценивающего) с этой точки зрения одни «лучше», чем другие.

Как правило, основу такого  сопоставления  составляют  представления  о месте и роли человека в окружающем мире, о добре и зле, о тенденциях развития общественной жизни. В каждой культуре в системе идеологии существует набор более или менее выраженных нормативных представлений об образе жизни как «лучшем из возможных при данных условиях».

Интегрирующий (синтезирующий)аспектлоня/пия. Определение понятия «образ жизни» как способа организации людьми своего повседневного существования означает, что оно интегрирует в единую теоретическую систему структурные, содержательные и динамические особенности этих процессов в пределах индивидуального жизненного цикла.

Причем теоретическому синтезу подлежат виды деятельности, взаимодействия, коммуникации, поведения во всех тех областях социокультурного пространства, в которых человек принимает  участие. Это позволяет дать целостную оценку специфичных или типичных черт повседневной жизни членов определенной социокультурной группы.

Так, с точки зрения условий труда и быта — стандарт ее  уровня жизни. С точки зрения структуры потребления товаров и услуг, а также освоенности культурного окружения — стандарт группового качества жизни.

С точки зрения структуры и содержания образа  жизни  — типичные для членов группы виды деятельности (производственной и внепроизводственной), поведения и взаимодействия, типичные нормы и ценности, которыми они руководствуются в этих процессах. С точки зрения оценки — соотнесение всех перечисленных выше параметров с существующими в обществе нормативными критериями.

Образ жизни можно представить в проявляемых  признаках.  Обо всех его составляющих и способе  организации  можно судить,  наблюдая за процессами деятельности, поведения, взаимодействия, коммуникации или за их результатами. Заметными  являются  также  компоненты внешних условий, определяющие содержание и форму образа жизни людей.

Перечисленные функции и познавательные возможности понятия «образ жизни» позволяют с его помощью решать ряд актуальных исследовательских задач, связанных с изучением  пространства социальной стратификации.

Во-первых,  рассматривая  предлагаемую здесь модель институционального  социокультурного  пространства можно выявить распределение и соотношение активности между различными его областями и уровнями, запечатленные в образе жизни различных членов общества.

Это позволяет оценивать как динамические тенденции в его рамках, так и  степень  реализации  людьми возможностей, обеспечиваемых им. Во-вторых, изучение образа жизни представителей различных социокультур ных групп позволяет судить о дифференциальной мере контроля над различными институциональными областями культуры.

Соответственно обращение к понятию образа жизни как основанию социальной стратификации позволяет конкретизировать представление о ней по отношению к определенному состоянию общества. Это позволяет выявить общие черты и различия в структурах и  содержании повседневных процессов, разграничивающие социальные слои и группы, характерные формы их организации.

«Социальная  стратификация»  на теоретическом  уровне представляет определенное измерение социокультурного пространства наряду с социетально-институциональным. Понятие же «образ жизни» выполняет по отношению к нему дифференцирующую и классифицирующую функции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)