Первичная социализация ранний этап

В исследовании детства можно выделить три  основных  акцента: ребенок в процессах социализации и инкультурации; ребенок как субъект в отношениях с другими; социокультурная среда с позиции детского опыта. Последний аспект исследования является достаточно новым и познавательно интересным.

Он открывает дополнительные возможности в изучении микроизменений  социокультурных  образцов  при их освоении в детстве и дальнейшем использовании во взрослом возрасте, а также формирования личностных предпосылок и предрасположенности к инновативным поискам.

С этих позиций изучение процессов формирования личности на ранних стадиях жизненного цикла, или первичной социализации, предполагает ответы на вопросы о механизмах приобретения «раннего опыта»; спобностях человека к научению; соотношении врожденного и заученного в онтогенетическом процессе; структуре приобретения жизненного опыта от момента рождения до вхождения  во  взрослую жизнь.

Решение этих проблем осуществляется в таких предметных областях, как межличностная  коммуникация,  процессы  научения, детская культурная активность.

Предпосылкиформированиякоммуникативныхнавыков (контакты с родителями)

В 80-х годах XX в. на передний план исследований выдвигаются коммуникативные аспекты первичной социализации, прежде всего в контексте отношений детей с родителями, начиная с  раннего возраста  и до момента овладения членораздельной  речью.  В  качестве показательных рассматриваются ситуации «мать — ребенок», «родители

— ребенок», «незнакомые —ребенок». Выяснено, что  недостаток внимания к детям в раннем возрасте может стать причиной ряда заболеваний, в том числе психических. Тогда как тесный  контакт развивает его интеллект, способность к решению задач в  большей степени, чем при значительной дистанции между ними.

Выяснилось  также, что кормления и гигиенического ухода недостаточно, чтобы сформировались важные предпосылки для дальнейшей инкультурации ребенка. Необходимо, чтобы родители разговаривали, играли с ним, создавали эмоционально насыщенное межличностное пространство. Особое значение имеет в этот период ориентация близких на желаемый образ поведения ребенка. По результатам исследований подобные культурные ожидания дети начинают воспринимать с трехмесячного возраста.

Опыт глобальных сравнительно-культурных исследований, создание мирового этнографического атласа, начавшееся в 40-х годах XX в. под руководством Г. Мердока, подтвердили научную и практическую значимость изучения процессов ранней социализации.

Сравнения позволили исследователям  систематическим  образом  осмыслить различия в проявлениях отношений между родителями и детьми, наблюдаемых в различных культурах и субкультурах. На базе данных атласа Г. Мердока была построена теория социализации, связанная с родительским разрешением — запрещением.

На основе вариаций этих переменных по определенной нормальной схеме осуществляются интерпретация, объяснение и предсказание поведения, интеллектуальных, эмоциональных реакций будущего взрослого в определенных социокультурных ситуациях. 

Схема  строится на оценке одновременного влияния на тип поведения ребенка двух параметров: дистанция и характер родительского отношения, с одной стороны, и частота проявленения определенного типа отношения — с другой. По первому параметру выделяются четыре типа дистанций в отношениях родителей к ребенку: понимание, теплота, любовь; враждебность и агрессивность;  индифферентность;  контроль.

По второму параметру устанавливается четырехбалльная шкала оценки соответствующих проявлений: редко (в исключительных случаях); иногда; часто; всегда (по большей части). В свою очередь родительский контроль оценивается как отсутствующий, слабый, твердый, следящий, ограничивающий автономию.

Анализ данных в соответствии с такой схемой позволяет не только выявить распределение в обществе типов семейной первичной социализации и определить доминирующий здесь тип, но и проинтерпретировать или предсказать поведение взрослых индивидов в стандартных социокультурных ситуациях.

Относительно научения у исследователей до сих пор существуют серьезные расхождения в  понимании  соотношения  врожденных  свойств и воздействий среды при трактовке успешности этих процессов. Одни считают, что способности человека и базирующиеся на них навыки — особенно на ранних этапах развития — формируются в соответствии с естественным созреванием генетически предопределенных механизмов.

Другие утверждают, что ребенок обучается во взаимодействии с окружением, и в этом процессе  у него формируются  не  только  навыки, но и способности. Проверка гипотез, базирующихся на каждой из названных позиций, осуществляется на обширном и разнообразном сравнитель- но-культурном материале.

Изучается развитие интеллектуальных, образных, предметно-наглядных, двигательно- стереотипных  навыков оперирования  элементами окружения. Рассматриваются и интерпретируются различия в сенсомоторных реакциях, особенностях памяти, внимания,  других  психических  функций у детей из различных культур и социальных слоев.

Выявляется и интерпретируется характерная для них специфика восприятия  цвета, звука, пространства. Исследуется влияние культурных особенностей на развитие эмоциональной сферы ребенка,  в  особенности  таких  чувств,  как любовь, ненависть, страх, удивление, радость, горе.

Результаты эмпирических исследований, проведенных М. Мид и Ж.  Пиаже, позволили им поставить под сомнение тезис Леви- Брюля об уподоблении мышления ребенка и «дикаря». Согласно их независимым друг от друта выводам, мышление ребенка  в примитивных культурах реалистичнее, чем у взрослых; дети не приписывают случайным событиям сверхъестественного  значения;  им  не свойственно анимистическое мышление и т. п.

Все  это,  говоря словами М. Мид, «оказывается  детерминированным  культурой, потенцией человеческого ума», но не является ранней стадией индивидуального развития или существования человеческой культуры.

Что касается овладения родным языком, то исследования показали, что дети не учат язык как таковой,  но  осваивают  разные  стереотипные схемы и стили языковой коммуникации, которые позволяют им функционировать в качестве компетентных участников различных ситуаций. В процессе социализации они осваивают необходимый набор мировоззренческих  представлений,  которые  удостоверяют и поддерживают их социокультурные идентичности.

Научение  невербальному поведению является предметом исследований в рамках этологического направления. Они тяготеют к одному из двух основных полюсов интереса. С одной стороны, делается акцент на выявлении биологических предпосылок, значимости наследственных факторов в развитии этих навыков.

С другой стороны, заметно тяготение к тщательному анализу его социокультурных детерминант. Следует подчеркнуть, что обе ориентации не находятся в оппозиции друг с другом. Двойная детерминация  невербального поведения сегодня общепринята. Речь идет о доминанте исследовательского интереса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)