Перспективы менеджмента. Новая управленческая парадигма и Новая философия управления

В центре современных взглядов на менеджмент стоит проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды, нередко диктующим стратегию и тактику организации (см. табл. 2). В таблице проведено сравнение управленческих парадигм, доминировавших в менеджменте во второй половине 20 –начале 21 веков.

Управленческая парадигма как система взглядов и представлений о проблемах управления и путях их решения, определяющая стержень мышления основной массы исследователей, преподавателей и практиков, является результатом развития институтов социально-экономической
системы, которая устанавливает качественное содержание менеджмента в конкретной стране. В настоящее время весьма актуальной становится решение задачи целенаправленного воздействия на отдельные институты управленческой парадигмы с целью повышения их адекватности новым условиям функционирования общественного производства.

Эволюция управленческих парадигм, означающая на научном уровне смену содержания парадигм менеджмента, отражает изменение сущностного содержания современного менеджмента и является движущей и развивающей менеджмент силой. Обновление в первую очередь необходимо для успешного формирования современной концепции эффективного менеджмента, его принципов, методов и инструментов, поскольку прогресс именно в этой области способен обеспечить позитивное, развитие российских организаций и соответственно устойчивый экономический рост в стране.

Основные положения новой парадигмы управления:

  • организация – это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды;
  • ориентация не на объемы, а на качество продукции и услуг, стремление к полному и комплексному удовлетворению запросов потребителей;
  • ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакций, обеспечивающих адаптацию к условиям существования организации;
  • главные источники добавленной стоимости – люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала;
  • система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и новый стиль руководства;
  • создание самообучающихся организаций.

Новая парадигма управления реализуется в «новой философии управления», которая имеет три составляющие:

  1. Концепцию группового сотрудничества, предполагающую улучшение трудового взаимодействия, ориентацию на работу в командах, проектных и целевых группах, создание благоприятного климата в коллективе, сотрудничество с администрацией. Многофункциональные рабочие группы используют коллективный разум для удовлетворения потребностей конкретного потребителя, который может привлекаться к проектированию изделий на ранней стадии.
  2. Концепцию гуманизации труда, связанную с приспособлением техники к рабочему, улучшением условий труда, обогащением процесса труда, усилением творческих элементов в его содержании. В современном понимании гуманизация труда есть приспособление той или иной стороны трудовой жизни к человеку: усиление социальной ориентации производства, создание максимально благоприятных для работника условий труда, предоставление ему возможностей для самовыражения и самоутверждения, реализации своих способностей, трудового потенциала и творческой инициативы, применения на практике имеющихся у него знаний, умений и навыков.
  3. Концепцию демократизации управления, которая заключается в переходе от жестких иерархических структур к плоским, гибким структурам; в делегировании вниз части управленческих полномочий, расширении самостоятельности и ответственности исполнителей в решении проблем, возникающих на рабочих местах. Демократизация управления обогащает управленческое решение полезной информацией, решает проблему социальной мотивации персонала и создает обстановку лояльности персонала руководству.

Закрепляется демократизация управления применением более гибких систем оплаты труда и участием работников в прибыли и собственности организации. Эти три составляющие необходимы в связи с тем, что организация работает в неопределенной среде и должна вырабатывать способность приспосабливаться к изменениям окружения. Она должна производить разнообразные новые товары небольшими партиями с использованием многоцелевого оборудования и квалифицированного труда, тогда как фордизм характеризуется массовым производством стандартизованных товаров на основе использования специального (рассчитанного на одну задачу и привязанного к одному продукту) оборудования и полуквалифицированной рабочей силы.

«Новой философии управления» соответствуют сформулированные в 90-е годы принципы управления, в которых главное внимание обращается на человека как ключевой ресурс организации, а также создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе. Отсюда внимание к организационной культуре, демократизации управления, честности и доверию людям, коммуникациям, стилю руководства.

Новые принципы управления:

  • лояльность к работающим;
  • ответственность как обязательное условие успешного управления;
  • коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали;
  • атмосфера, способствующая раскрытию способностей людей;
  • долевое участие каждого в общих результатах;
  • своевременная реакция на изменения во внешней среде;
  • методы работы с сотрудниками, направленные на создание у них чувства удовлетворенности от своей деятельности;
  • непосредственное участие менеджеров в групповой работе как условие достижения согласованности и целостности;
  • умение контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями и руководителями;
  • соблюдение этики бизнеса;
  • честное отношение и доверие к людям;
  • использование в работе фундаментальных основ менеджмента;
  • четкое представление о месте и роли организации в будущем;
  • постоянное совершенствование качества личной работы.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)