Педагогическая характеристика установленного порядка исполнения и отбывания наказания

Первым основным средством исправления, который определяет законодатель, является установленный порядок исполнения и отбывания наказания – режим.

Как одно из средств исправления осужденных установленный порядок исполнения и отбывания наказания следует отож­дествлять с понятием «режим».

Режим как установленный порядок исполнения и отбывания наказания «представляет собой выражение сущности и содержания наказания».

Применительно к воспитательному процессу режим нужно рассматривать как средство, при помощи которого организуются в основном внешние рамки поведения личности. Режимные требования ставят деятельность осужденных под жестокий контроль и надзор, тем самым дисциплинируя их поведение, что в конечном счете способствует исправлению.

Интересно
В соответствии со ст. 73 УИК режим в ИУ – это установленный законодательством Республики Беларусь порядок исполнения и отбывания наказания, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание определенных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида ИУ, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания в зависимости от поведения осужденного.

В отличие от воспитательной работы, а также ряда иных средств исправления режим исправляет в первую очередь путем реализации кары, т. е. путем реализации системы ограничений, обязанностей и запретов.

С.И. Курганов отмечает, что в режиме воплощается карательная сущность наказания, поэтому его элементы и порядок их реализации наиболее полно регламентированы нормами УИК

Другие средства исправления не входят в содержание наказания и не содержат элементов кары (не лишают осужденного каких-либо благ).

Режиму присущ ряд функций:

  1. Карательная. Заключается в том, что именно в режиме выражается весь комплекс правоограничений и лишений осужденного, которые направлены на формирование отрицательных переживаний, связанных с изоляцией, ограничением степени свободы в поведении, невозможностью в полном объеме удовлетворить физиологические, духовные, материальные и иные потребности, выполнением обязанностей, связанных с осуществлением надзора и необходимостью быть под более интенсивным контролем.
  2. Предупредительная (превентивная). Состоит в том, что правила режима, устанавливая формы контроля, способствуют предупреждению совершения новых преступлений. Предупредительное воздействие режима направлено на формирование самоконтроля; создание психологических барьеров к совершению противоправных поступков; приучение к соблюдению нормативных предписаний и требований должностных лиц; приучение к социально приемлемому образу жизни, включающему привычку трудиться (труд обязателен – в этом элемент кары), поддерживать опрятный внешний вид, регулярно питаться, не пьянствовать (не употреблять наркотики) и т. д.
  3. Обеспечивающая. Заключается в том, что правила режима определяют порядок и условия реализации всех других средств воздействия на осужденных.
  4. Организующая. Представляет собой формирование готовности у осужденных к коллективному выполнению мероприятий распорядка дня и подчинению внутренней организации жизнедеятельности учреждения.
  5. Социального контроля. Осуществляется путем регламентации поведения осужденных, организации надзора за ними и оценки поведения на основе применения позитивных (мер поощрения) и негативных (мер взыскания) санкций.

Каждая из этих функций несет воспитательное содержание, реализует определенное психолого-педагогическое воздействие.

Воспитательная составляющая всех функций режима заключается в том, что систематическое соблюдение установленных правил поведения вырабатывает у осужденных дисциплинированность и организованность.

Организация режима осуществляется путем:

  • предъявления к осужденным системы требований, которые регламентированы законодательством (УИК, ПВР ИУ (СИЗО) и другие нормативные правовые документы (далее – законные требования));
  • осуществления контроля за соблюдением осужденными предъявляемых законных требований;
  • применения к осужденным мер воспитательного воздействия (стимулирования) – мер поощрений и наказаний за соблюдение (несоблюдение) законных требований.

Требование, контроль и стимулирование как элементы организации режима имеют свои педагогические правила реализации.

Режимные требования должны быть понятны осужденным (доступны для понимания, осознаваемы), восприниматься ими как законные (справедливые, правильные) и обязательные для исполнения, осужденные должны к ним относиться лояльно (нейтрально-позитивно), должны их принимать, не отвергать.

И наоборот, отрицательное восприятие требований может выражаться в предубеждении, что они незаконные, бессмысленные, унижающие человеческое достоинство, выражают властные амбиции сотрудника, предъявляются формально, без решимости добиться их выполнения.

Существуют педагогические правила предъявления режимных требований:

  1. Режимные требования необходимо разъяснять осужденным, раскрывать их значение, что их выполнение необходимо для нормальной организации жизнедеятельности отряда, колонии и для каждого осужденного, подчеркивать их законность и справедливость.
  2. Все сотрудники, начиная от руководителей и заканчивая вольнонаемным персоналом, должны предъявлять к осужденным единые требования по соблюдению режима. Не должно быть диссонанса в предъявляемых требованиях.
  3. Предъявление требований должно касаться в равной степени всех осужденных, не должно быть поблажек к отдельным осужденным. В этом случае требования воспринимаются как справедливые и обязательные для всех, формируют авторитет сотрудника.
  4. Новые требования должны предъявляться спокойным тоном, но твердо, с уверенностью в том, что осужденные их выполнят. Необходимо дать время, чтобы осужденные привыкли к тому, что эти требования необходимо выполнять. Затем тон должен стать более решительным и последующая требовательность может уже сопровождаться применением стимулирующих воздействий – наказаний и поощрений.

Стиль предъявления требований должен быть педагогически правильным, содержащим внутреннюю уверенность в необходимости и неизбежности их исполнения, тактичное обращение с осужденными, в необходимых случаях строгий тон, исключая унижение осужденных и вызывающее поведение.

Предъявление требований, связанное с укреплением дисциплины более благоприятно воспринимается и исполняется при предварительной подготовке к этому актива

Необходимо также параллельно проводить индивидуальную работу с лицами отрицательной направленности, предупреждая их о жестком реагировании на их противостояние и убеждая в законности и правильности требований.

Так, в начале 2000-х гг. в одной из колоний усиленного режима администрация учреждения во главе с новым руководителем стала активно наводить порядок, искоренять воровские традиции, приводить исполнение наказания в соответствие с требованиями законодательства, в том числе и режима.

В числе комплекса проводимых мероприятий было решение о необходимости выполнения осужденными утренней зарядки (в соответствии с требованиями правил внутреннего распорядка). За два месяца весь личный состав учреждения начал разъяснять осужденным законность этого нового требования, необходимость его выполнения, важность зарядки для здоровья осужденных. Сотрудники спокойно утверждали, что все с 1 апреля будут выполнять зарядку (убеждение с элементами внушения). Заместитель начальника учреждения по воспитательной работе провел несколько встреч с активом колонии, начальники отрядов провели работу с активом отряда.

Затем они вместе провели учебу с руководителями физкультурно-спортивных секций отрядов, которые должны были проводить зарядку. Заместитель начальника ИК по режиму и оперативной работе, сотрудники оперативно-режимной службы, начальники отрядов провели индивидуальные беседы с осужденными отрицательной направленности, которые способны были оказать негативное воздействие на других осужденных. Они были предупреждены об ответственности, вплоть до уголовной, за неподчинение законным требованиям администрации, а также противодействие им.

Интересно
За день до начала мероприятия (31 марта) руководство колонии на общем собрании осужденных еще раз разъяснило им необходимость, законность и важность физических упражнений, в завершении встречи в достаточно жесткой форме объявило о дате начала выполнения зарядки (с завтрашнего дня), а также о мерах наказания к осужденным, которые откажутся ее выполнять, негативных последствиях (отсутствие перспективы досрочного освобождения и т. д.).

Так, 1 апреля осужденные колонии по специальному сигналу вышли на зарядку, по командам руководителей физкультурно-спортивной секции стали ее выполнять. Лишь несколько осужденных, отказавшиеся выполнять законные требования администрации, были в тот же день постановлением начальника учреждения водворены в штрафной изолятор на 15 суток каждый.

Основные педагогические правила осуществления контроля за соблюдением осужденными режимных требований:

  1. Осуществление контроля должно подчиняться принципу единства и принципиальности в выявлении нарушений режима. Сотрудники всех служб должны постоянно осуществлять контроль за выполнением осужденными режимных требований, быть принципиальными к нарушениям, вне зависимости от категории осужденного и отношений с ним.
  2. Интенсивность контроля может быть различной в отношении к разным категориям осужденных, в зависимости от степени устойчивости правопослушного поведения и доверия. Одного осужденного необходимо контролировать постоянно, несколько раз в день, другой требует лишь эпизодического неожиданного контроля.
  3. Контроль должен быть постоянным и охватывать всю систему режимных предписаний. Его осуществление должно сопровождаться оценкой состояния порядка и выполнения режимных предписаний осужденными и последующим воздействием, применением стимулирующих мер. Без оценки и необходимых воздействий контроль теряет свое значение.
  4. В контроле важно сочетать непосредственное и опосредованное (скрытое) наблюдение за осужденным. Значение опосредованного наблюдения заключается в приучении к соблюдению дисциплины не только в присутствии сотрудника, но и без него, в формировании самоконтроля и уверенности, что допускаемые нарушения все равно будут выявлены.
  5. При осуществлении контроля большое значение имеет выявление не только недостатков и нарушений режима, но и положительных фактов, выражающихся в дисциплинированности, организованности, добросовестности соблюдения режимных предписаний. Оно способствует укреплению мотивации на их соблюдение, формированию положительных традиций.
  6. Укрепление режима должно осуществляться при опоре на положительную часть осужденных, развитии самоконтроля и взаимной требовательности осужденных в коллективах отряда.

Одной из форм являются дежурства членов секции внутреннего порядка (СВП) и защиты прав осужденных (ЗПО) с последующим отчетом о результатах дежурства, рейды-проверки соблюдения трудовой дисциплины, внутреннего порядка с участием членов самодеятельных организаций.

Дежурства носят в большей мере функцию лояльного отношения осужденных к взаимоконтролю. При этом необходимо исключать противопоставление актива остальной части осужденных.

Их роль должна прогрессивно возрастать по мере увеличения численности членов самодеятельных организаций. При этом по выявленным нарушениям режима необходимо принимать только меры воспитательного воздействия, за исключением случаев, когда в отношении дежурных активистов совершаются противоправные поступки.

В процессе обеспечения режима должны использоваться индивидуальные и коллективные формы воспитательного и стимулирующего воздействия

Оно основано на индивидуальной оценке поведения осужденных и оценке состояния порядка, дисциплинированности, организованности, культуры быта и взаимоотношений коллективов отрядов.

Оценочная информация должна быть достаточно систематичной и интенсивной по частоте. Ее следует доводить на коллективных воспитательных мероприятиях, через радиосеть, наглядную информацию.

За лицами, систематически нарушающими режим, стоящими на профилактическом учете, необходим более интенсивный контроль и более активное воспитательное воздействие.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)