Педагогические задачи формирования коллектива осужденных

Первый этап. Началом организации коллектива является выдвижение перед осужденными общественно ценной цели их будущей жизни, значимой и выгодной для них самих.

В ней должно получить отражение не только то, что нужно делать в период отбывания наказания (не нарушать режим, стремиться к досрочному освобождению), но и то, как жить, не нарушая закон, после освобождения.

Необходимо отметить, что цель коллективной жизни с ее общественно ценным нравственным смыслом на первом этапе следует рассматривать как далекую, труднодостижимую перспективу.

В качестве непосредственных побудителей практической деятельности и взаимоотношений на первом этапе выступают:

  1. Частные цели непосредственно привлекающих и обязательных дел – близкие и средние перспективы, которым наличие далекой перспективы придает особый смысл, нравственную окраску. Близкие и средние перспективы (стенгазеты, художественные конкурсы, спортивные соревнования, театр, викторина, КВН, День отряда (сектора) и т. д.) уже на первом этапе следует выбирать самим осужденным при помощи коллективной «разведки» интересных и нужных дел, в которой должен участвовать каждый.
  2. Коллективное планирование.
  3. Выделение актива. Важно опереться на таких осужденных, которые в ходе «разведки», коллективного планирования или еще раньше проявили себя наиболее заинтересованными, инициативными, сведущими. Это ответит стремлению коллектива осуществлять намеченные действия как можно лучше. Круг осужденных, занимающих уже на первом этапе активную позицию, значительно расширяется, если кроме постоянного актива выбираются временные советы намеченных дел. Отсутствие у осужденных положительного опыта участия в коллективной деятельности на первом этапе чрезвычайно осложняет педагогическое руководство.
  4. Коллективное обсуждение проделанного на собрании отряда.

Первый этап можно считать завершенным, когда:

  • приняты цели коллектива, по крайней мере, его близкие и средние перспективы, о чем свидетельствует атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в общих делах;
  • развернута непрерывная коллективная деятельность (этот признак следует считать особенно важным, так как в практике наблюдаются периоды бездействия коллектива (паузы), которые приводят к потере и разрушению достигнутого);
  • действуют первичные коллективы, в которых большинство членов занимают активную позицию;
  • возникает деловое и творческое общение;
  • в качестве передовой части коллектива – его актив (выделяется группа осужденных, наиболее заинтересованных, инициативных, творческих, способных к организаторской работе);
  • у осужденных возникает интерес к разным сферам коллективной жизни, желание приобщиться к ней, переживается удовлетворение от собственной активности и совместных достижений.

На втором этапе коллектив развивается, совершает поступательное движение при условиях решения все более сложных задач.

Прежде всего усложняются способы организации коллективной жизни – коллектив переходит к частичному самоуправлению.

Опыт показывает, что самоуправление – создание возможности членам коллектива на деле участвовать в управлении своей жизнью

Принципиальной особенностью второго этапа является усложнение практической деятельности осужденных.

Осужденные самостоятельно (под контролем и участием начальника отряда, члена совета воспитателей) планируют, организуют и проводят конкретные воспитательные мероприятия. В тех учреждениях, где высокий уровень порядка и управляемости, созданы и эффективно работают не только секции самодеятельных организаций осужденных, но и информационно-просветительские группы.

Осужденные самостоятельно готовят и проводят в форме бесед и диспутов воспитательные коллективные мероприятия с отрядом по правовому, нравственному, антиалкогольному направлениям просвещения.

В ходе многопланового интенсивного общения возникает еще одно новообразование второго этапа – содержательное общественное мнение.

На первом этапе содержательное общественное мнение еще складывалось и не обладало совокупностью всех необходимых признаков.

Изменения происходят и в активе. Если на первом этапе актив составляли наиболее действующие, инициативные, заинтересованные в делах коллектива осужденные, то на втором этапе в актив включаются новые члены, его круг расширяется.

Второй этап можно считать состоявшимся, когда:

  • цели деятельности и все начинания коллектива приобретают для его передовой части нравственный смысл;
  • коллектив переживает бурное развитие самоуправления, практической деятельности и на их основе – деловых отношений, общения, общественного мнения;
  • у членов коллектива формируются устойчивые мотивы увлеченности различными сторонами коллективной деятельности, опыт самовыражения творческой индивидуальности.

Спецификой третьего этапа развития коллектива является интенсивное нравственное формирование личности в коллективе.

Подлинное движение коллектива, его нравственное воздействие на личность не может состояться без специального формирования у каждого его члена общественно ценных мотивов деятельности.

На третьем этапе развития коллектива необходимо содействовать становлению устойчивых позитивных отношений и традиций. Коллектив функционирует как субъект воспитания, традиции носят воспитывающие функции.

Итак, третий этап можно считать состоявшимся, когда:

  • цели деятельности, ее общественно ценный смысл для подавляющего большинства осужденных приобрели побуждающее значение, определяя их поведение и взаимоотношения в коллективе;
  • поведение осужденного в коллективе приобретает устойчивость, из ситуативного оно превращается в саморегулируемое;
  • этому способствует процесс самовоспитания – предъявление к себе требований широкого нравственного плана.

К элементам стратегии повышения уровня социально-психо­логи­чес­ кого развития коллективов осужденных относятся:

  1. Совместная деятельность, состязательность с другими коллективами, коллективные и индивидуально-коллективные формы стимулирования.
  2. Повышение роли актива в решении вопросов жизнедеятельности и применении стимулирующих мер.
  3. Информационное обеспечение с акцентированием значения поведения и деятельности каждого для всего коллектива.
  4. Рациональный подбор официальных лидеров.

Существуют определенная стратегия и психологические требования к работе по формированию актива отряда, колонии:

  • разъяснение положительной роли актива;
  • образование совета отряда;
  • деятельное повышение роли актива через включение в обсуждение и решение вопросов жизнедеятельности, поведения отдельных осужденных;
  • постепенное повышение ответственности через отчеты актива;
  • информирование о проблемах, связанных с интересами осужденных, организация коллективных мероприятий, расширение сети ответственных и имеющих общественные поручения;
  • внедрение формальных атрибутов актива (нарукавные знаки, участие в президиуме на собраниях;
  • предоставление возможности положительного самовыражения в полезной деятельности;
  • информирование о проводимой работе;
  • активное стимулирование полезной инициативы;
  • предупреждение загнивания актива.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)