Особенности и функции юридической педагогики

Вопрос о выборе вуза и специальности – ключевой в проектировании будущего многих выпускников. Обучение – это специально организованный, системный процесс взаимодействия обучающих и обучающихся, результатом которого является овладение знаниями, навыками, умениями и компетенциями, которые предусмотрены учебными программами.

Определение стратегических направлений развития систем образования волнуют практически все мировое сообщество. Как показывают социологические опросы, будущие работодатели заинтересованы в подготовке таких работников:

  • компетентных и конкурентоспособных для работы в динамично меняющихся условиях;
  • думающих самостоятельно и способных принимать решения разнообразных проблем (т.е. применять полученные знания для их решения);
  • обладающих критическим и творческим мышлением;
  • владеющих богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний;
  • готовых к дальнейшему самообразованию и саморазвитию.

В основе современного подхода к классификации общих и профессиональных компетенций специалиста в области юриспруденции необходимые знания, умения, навыки – профессионально важные психологические качества и показатели их оценивания.

Педагогика – неотъемлемая часть профессиональной культуры современного специалиста и цивилизованности современного человека. Воспитанность, образованность, обученность, развитость и стремление к непрерывному совершенствованию – важные характеристики современного специалиста.

Диалектическая взаимосвязь педагогики и психологии, как обязательный компонент юридической педагогики, проявляется в следующем:

  • в профессиональной деятельности юриста и ее результатах (в любом возрасте образованность, воспитанность и развитость – качества, оказывающие решающее воздействие на жизненные успехи);
  • в зависимости карьеры и достижений личности от её стремления к непрерывному самосовершенствованию, поэтому важно понимание того, что приобретенные в вузе компетенции – лишь начало, а профессиональные качества, навыки и умения необходимо развивать;
  • в навыках успешной коммуникации в профессиональной и социальной сферах;
  • в сознательном влиянии на изменение условий жизни других людей, в оказании на них социально-педагогического влияния;
  • в умении находить креативные решения определенных профессиональных и жизненных проблем, используя рекомендации и методы педагогики.

В профессии юриста приобретают особую значимость психолого-педагогические знания в сферах взаимодействия, понимания мотивов и поступков людей,  индивидуального подхода, педагогически рассчитанного воздействия и пр. Продвижение по служебной карьере, руководящая должность любого уровня включает обязательное знание и навыки работы с подчиненными, необходимость пользоваться ими более активно в обучении и воспитании, сплочении коллектива и т.д. Гуманистические вопросы профессиональной деятельности приобрели особое значение, когда человек обязан думать, как его действия отразятся на других людях, их воспитанности, поведении и жизни.

Единое мировое образовательное пространство является сложным, неравномерным, многоуровневым процессом тесно взаимосвязанных количественных и качественных преобразований, базирующихся на единстве в подходах, целеполагании, в содержании образования, в терминологии, категориях и стандартах, в подведении итогов, и одновременно результатом длительного исторического, экономического и духовного сосуществования и взаимодействия мирового образовательного сообщества. Российскими и зарубежными исследователями продуктивно разрабатываются вопросы, связанные с интеграционными процессами в мировом образовательном пространстве, информатизацией, с развитием дистанционного образования.

Система образования в Российской Федерации (РФ) представляет собой совокупность взаимодействующих структур. Ключевой компонент – образовательные и научные организации, выполняющие функции обучения, воспитания, развития и научно-исследовательской деятельности (рис. 1.1).

В учреждениях представленных типов реализуются образовательные программы различного уровня и направленности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Следовательно, образовательная организация (учреждение) – это учреждение, являющееся юридическим лицом, осуществляющее образовательный процесс, реализующее одну или ряд образовательных программ, обеспечивающих обучение, развитие и воспитание, а также содержание обучающихся и воспитанников.

Образовательные организации (учреждения) могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (автономными, частными, учреждениями общественных и религиозных организаций/объединений).

Наряду с образовательными учреждениями и научными организациями, система образования в РФ включает:

  • органы, осуществляющие управление в сфере образования, и подведомственные им учреждения и организации;
  • преемственные образовательные программы (в зависимости от уровня и направленности), федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования;
  • объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, осуществляющие деятельность в области образования.

Рассматривая образование как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений, навыков, проблема создания теоретической базы юридической педагогики, с точки зрения развивающего обучения, включает в себя, во-первых, психолого-педагогические аспекты развития личности, которые, с дидактической точки зрения, предполагают углубление индивидуализированно-дифференцированного подхода к обучению; во-вторых, изменение принципов формирования содержания обучения.

Данный подход основывается на всестороннем изучении личности и соответствующих методах, обладающих наибольшей продуктивностью для прикладных педагогических задач, которые представлены в разделе 7 данного пособия. Следовательно, речь идет об оптимизации образовательного процесса в логике как индивидуальной, так и групповой организации непрерывного психологического его обеспечения.

Изменение принципов формирования содержания обучения предполагает, например, увеличение удельного веса дисциплин, формирующих фундаментальные, системные, методологические знания, умения и компетенции, что, применительно к юридическому образованию представляет собой увеличение учебного времени на изучение не только специальных дисциплин, но и логики, культурологии, психологии и педагогики, возврат в учебный план дисциплин естественнонаучного цикла. Противоречие между увеличивающимся объемом учебной информации, имеющей существенное значение для различных видов деятельности, и ограниченными сроками обучения может быть преодолено введением принципов минимально необходимой достаточности знаний (содержания обучения) и их системной организации. Условно этот подход может быть проиллюстрирован с использованием упрощенной модели, описанной ниже.

Современные требования к уровню подготовки будущих специалистов определяют систему общекультурных и профессиональных компетенций, формирование которых предполагает высокий уровень развития интеллекта выпускника, его творческих способностей, умений принимать нестандартные решения, эффективно осуществлять профессиональную деятельность.

Организацию поля знаний обучающегося в первом приближении представлена на рисунке 1.2.

До последнего времени объем знаний V⁽¹⁾ при подготовке специалиста в вузе был сконцентрирован в определенной достаточно узкой области, при этом тезаурусная мощность множества элементов знания была невелика, что обеспечивало определенный уровень специализации обучаемого, как это представлено выше (рис.2.).

Внедрение ФГОС ВО потребовало более широкого кругозора специалиста S⁽²⁾, энциклопедичности его знаний при одновременном достижении более высокого уровня специализации.

Переход на многоуровневую систему образования в рамках первичной подготовки бакалавров на 20% сократил учебное время при возросших требованиях к уровню формирования компетенций и многообразию дисциплин. Разрешение этого противоречия заключается в сохранении общего объема (и даже сокращении его в отдельных случаях) при увеличении области поля знаний S⁽²⁾.

На рисунке 1.2 показано, что в этом случае может быть достигнут достаточно высокий уровень специализации, но лишь на уровне обучения в магистратуре. На образовательном уровне подготовки бакалавров осуществляется переход к моделям S⁽²⁾, V⁽¹⁾, что представляется более перспективным.

Таким образом, представленная модель доказательно иллюстрирует важность соблюдения принципа минимально необходимой достаточности и системной организации знаний. При прочих равных условиях более предпочтительной является системная организация знаний S, позволяющая расширить область освоенного информационного поля за счет увеличения количества элементов множества областей знаний без увеличения объема информации V.

В формализованном виде данное утверждение принимает вид:

Это утверждение отражает целесообразность подхода к формированию содержания обучения и организации образовательного процесса, основанного на расширении поля изучаемых областей (увеличении тезаурусной мощности) при реализации принципа минимально необходимой достаточности знаний в каждой конкретной области. В этом случае нужный качественный эффект может быть достигнут только за счет особой системной организации знаний, позволяющей получить новое качество без увеличения объема информации. Обучение должно быть развивающим и согласованным с законами мышления.

Понимание происходящих в стране правовых трансформаций, в том числе текущего законодательства (изменений и дополнений, вносимых в федеральные законы, кодексы), возможно только при условии обладания соответствующими компетенциями. Обучаясь основам государства и права в специальных учебных заведениях, приобретая углубленные (профессиональные) юридические знания, студент по окончании получает подтвержденный документально дипломом о высшем юридическом образовании. Обучение осуществляют преподаватели – специалисты в различных областях юридической науки.

Место юридической педагогики в системе антропологических наук определяется тем, что её следует рассматривать как разновидность профессиональной педагогики, особую область научного педагогического знания – юридическо-педагогического.

В качестве теоретической базы выступают общая педагогика и разработки других отраслей педагогики:

  • история педагогики;
  • теория воспитания;
  • теория обучения (дидактика);
  • частные методики;
  • возрастная педагогика (андрогогика);
  • социальная педагогика;
  • специальные педагогики (юридическая, военная и др.)
  • этнопедагогика;
  • семейная педагогика и так далее.

Кроме того, необходимо отметить её тесную взаимосвязь с социологией права, юридической психологией, этикой юриста.

Следовательно, юридическая педагогика – это междисциплинарная область научного знания, находящегося на стыке юридического и педагогического знания. По своему функциональному назначению она является отраслью педагогики, а не юриспруденции. Тем не менее, объект познания юридической педагогики – правовая сфера общества, которая является общей с юридической наукой.

Учитывая, что педагогика – наука, в первую очередь обращенная к практике, следовательно, и ее отрасль – юридическая педагогика – выполняет функции прикладной науки. В этом ее главное предназначение – познание юридическо-педагогических явлений, относящихся к предмету юридической педагогики, разработка системы научных знаний о них, а также педагогически обоснованных и эффективных путей укрепления законности (табл. 1.1).

Сущность юридической педагогики – помочь студенту овладеть новыми компетенциями в области преподавания юридических дисциплин, существенным образом расширив его кругозор и понимание того, каким должно быть высшее юридическое образование.

Дж. Равен предложил толкование компетентности как явления, состоящего «из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг для друга, … некоторые … относятся скорее к когнитивной сфере, а другие – к эмоциональной, … эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения». При этом, он подчеркивает, что «виды компетентности» суть «мотивированные способности».

Необходимость в формирования компетенций в соответствии с ФГОС ВО – это ответ на вызовы времени, связанный с социально-экономическими изменениями, новыми требованиями профессиональной сферы и расширением мультикультурных связей.
Следовательно, образование юриста должно быть основой успеха личности не только в профессиональной сфере, но и в различных жизненных ситуациях, социальной деятельности, общественных и межличностных отношениях, индивидуальном развитии. Такой подход опирается на решение ряда конкретных задач (рис. 1.3).

Педагогика, как и любая наука, имеет свои философские основы, теорию, принципы и методологию, с помощью которых вырабатываются рекомендации для практики. То же самое можно сказать и о юридической педагогике, опирающейся на  дидактические принципы (рис. 1.4), педагогические законы и закономерности.

Педагогический закон – это категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся причинно-следственные связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.

Закономерность – результат совокупного действия множества законов, выражает многие связи и отношения.

В контексте реализации юридического образования представляется важным вопрос о методах, средствах и формах обучения, развития и воспитания, а также общих принципиальных подходах к их разработке.

Методология педагогической науки, являясь частной по отношению к общей методологии и воплощая в себе ее главные положения, выступает основной методологий юридической педагогики, которая по отношению к ней является специальной.

Таким образом, специальная (частная) методология юридической педагогики опирается на объективную необходимость, учитывает качественное своеобразие изучаемых педагогических фактов, закономерностей и механизмов, свойственных правовой сфере общества и характеризующих предмет исследований юридической педагогики.

Базовые методы и методика исследований в юридической педагогике соответствуют общепедагогическим, но ориентированным на специфику предмета юридико-педагогического исследования и решение основных задач. Они будут подробно раскрыты в разделе 7 данного пособия.

Познания в сфере общей педагогики и психологии личности позволяют обучающимся формировать новые компетенции, которые определяются как юридическо-педагогические, важные для решения задач подготовки и применения в профессиональной юридической деятельности в Российской Федерации. Развивающийся потенциал юридической педагогики образуют практические знания в следующих вопросах:

  • педагогическое сопровождение становления будущих юристов;
  • педагогическая оценка юридической практики и ее анализ как сфера компетенций, дополняющих теорию и методику профессионального образования;
  • формирование духовно-нравственных основ личности юриста, воспитание интернациональной культуры поведения и гражданской позиции, честного служения закону, устойчивого к коррупционным и иным криминальным воздействиям;
  • развитие навыков управления, педагогической оценки окружающей действительности;
  • применение методов и методик педагогического воздействия в ходе решения оперативных и профессиональных задач.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)