Особенности регулирования цен на грузовые перевозки

Под ценообразованием принято понимать процесс установления цен на товары и услуги. Вопросы ценообразования являются важными для всех уровней анализа экономических процессов, так как цена является базовой экономической категорией, и одним из параметров, характеризующих экономическое равновесие (рисунок 1.10).

Особенности регулирования цен на грузовые перевозки

Равновесная цена учитывает интересы потребителей и продавцов товара, на нее могут оказываться влияние различные факторы государственного регулирования, факторы как со стороны рынка конкретного товара, так и факторы, связанные с целями и возможностями компании производителя.

Первая группа факторов, оказывающих влияние на цены – внешние факторы (их можно еще назвать условиями ценообразования): экономическая ситуация, инфляция, мода, вкусы и предпочтения, размеры их денежных доходов и накоплений, государственное регулирование (дифференциация налогообложения, влияние на систему свободных цен через фиксацию цен государственных предприятий и монополий, установление фиксированных цен, ограничение уровня монопольных цен, временное «замораживание» рыночных цен, установление пределов изменения уровня цены, установление надбавок к цене, установление элементов структуры цены, ограничение условий разового повышения цены, запрет на ценовую дискриминацию, запрет на демпинг, запрет недобросовестной ценовой рекламы), развитие технологий и технологический прогресс, динамика производительности труда, тенденции рынка труда.

Вмешательство государства в функционирование рынка считается оправданным только в случае его неудовлетворительного функционирования («провалов рынка»). В частности, в ситуации с естественными монополиями (как во многих странах долгое время характеризовался рынок грузовых железнодорожных перевозок) такое вмешательство считалось оправданным.

С конца девятнадцатого – начала двадцатого века и до 60х годов прошлого века действия государств по регулированию естественных монополий характеризовалось, как достаточно успешные. Далее начался процесс разрушения естественных монополий. Однако, его динамика в разных странах и разных отраслях существенно отличалась (рисунок 1.11).

Особенности регулирования цен на грузовые перевозки

В Российской Федерации грузовые железнодорожные перевозки отнесены к сфере действия естественных монополий. Для регулирования монопольной власти в законодательстве Российской Федерации предусмотрена возможность ценового регулирования посредством установления цен и тарифов или их предельного уровня, а также определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.

В условиях высокой степени монополизации рынка государство использует различные механизмы контроля над ценами на этом рынке. В соответствии с общепризнанными экономическими принципами для наиболее эффективного использования ресурсов, имеющихся в экономике, цена, взимаемая за любую услугу (в том числе и железнодорожного транспорта), должна соответствовать альтернативной стоимости ее предоставления.

Регулирование нормы прибыли и механизмы ограничения цен являются наиболее часто используемыми схемами регулирования цен в железнодорожной отрасли в настоящее время.

Так, согласно базе данных Организации экономического сотрудничества и развития, включающей информацию о рынке железнодорожных перевозок в 31 стране, по показателям регулирования товарного рынка, разработанным ОЭСР, доля собственности, принадлежащей государству, в процентах в самой крупной фирме в сегментах рынка пассажирских и грузовых перевозок и управления инфраструктурой железнодорожного транспорта только в 4 странах составляет 0% (к таким странам относятся Дания, Венгрия, Нидерланды, Великобритания), в 2 странах доля составляет 55 и 62%, а в 25 странах 100% крупнейших железнодорожных компаний принадлежит государству.

В последние десятилетия проходят реформы, связанные с либерализацией в железнодорожной отрасли, которая в большинстве стран мира началась в конце 1990х – начале 2000х годов (рисунок 1.11). Данные меры призваны решить несколько задач, связанных с развитием железнодорожных перевозок, изменением схемы финансирования дорогостоящих проектов по созданию железнодорожной инфраструктуры, изменению ситуации с относительно невысокой доходностью и повысить конкурентоспособность железнодорожной отрасли по сравнению с другими видами транспорта.

Вторая группа факторов – факторы со стороны спроса: закон спроса, ценовая эластичность спроса, ограниченность спроса по доходам, сегментация потребителей по степени чувствительности к цене, полезность товара с точки зрения потребителей, сопоставимость, взаимодополняемость или взаимозаменяемость товаров, обоснованность цены с позиций потребительской ценности и дополнительных издержек потребителя, сезонность спроса.

К группе факторов со стороны предложения и участников рынка относятся: степень монополизации рынка, вид конкурентной среды, наличие и степень конкуренции на рынке, число, размер конкурентов-продавцов, степень агрессивности их политики, доля рынка и позиции конкурентов, наличие конкурентной среды со стороны покупателя, изменение цен конкурентных и дополняющих товаров, а также взаимодействие участников канала товародвижения (нерегулируемое ценообразование), вертикальное управление ценами, рекомендации по ценам, ценовые соглашения (регулируемое ценообразование).

Стадия жизненного цикла товара, специфика производства товара и его потребления, длительность периода изготовления, целевое назначение товара, дифференциация предложения товара – все эти факторы оказывают влияние на процесс ценообразования. Их можно отнести к группе факторов, связанных с товаром.

Цена также является одним из элементов комплекса маркетинга, который напрямую связывает все действия компании и ее финансовые результаты. Таким образом, именно цена является основным связующим звеном рынка и целей и возможностей компании. К факторам со стороны компании можно отнести: цели фирмы, производственные и маркетинговые факторы (издержки, производственные возможности, финансовые проблемы, хозяйственная динамика, точка окупаемости (безубыточности), товарная политика, структура и каналы распределения товаров, возможности продвижения товара и используемые формы коммуникации, сервис и послепродажное обслуживание).

Знание всей перечисленной информации необходимо для грамотного формирования цен и управления ценами компании. Выделяются три уровня управления ценами (уровни информации о ценах, ценовых решений) – отраслевой, товарно-рыночный и уровень сделки, каждый из которых требует определенный объем информации о ценообразующих факторах.

В рамках первого – отраслевого уровня, формируется общее представление об условиях функционирования определенного рынка и ограничениях, стоящих перед компаниями, действующие на данном рынке (рисунок 1.12).

На товарно-рыночном уровне компания рассматривает основные требования к товару и особенности восприятия товара потребителем, сегментную структуру рынка, а также принимает решение о том, как позиционировать свой товар относительно продукции конкурентов (рисунок 1.13).

Особенности регулирования цен на грузовые перевозки

Особенности регулирования цен на грузовые перевозки

На уровне сделки принимается решение о возможных надбавках и скидках для каждого конкретного клиента, определяется цена сделки, которая в свою очередь определяет рентабельность сделки, эффективность работы и финансовые показатели деятельности компании (рисунок 1.14).

Особенности регулирования цен на грузовые перевозки

Цена является своеобразным подтверждением согласия сторон на сделку и обслуживают нашу ежедневную жизнь. Если стороны не смогут договориться о цене, то сделки не будет (рисунок 1.15).

Таким образом, цена – это показатель, обозначающий конкретную денежную сумму, требуемую, предлагаемую или уплаченную за некий товар или услугу в рамках конкретной, возможно предполагаемой сделки.

Особенности регулирования цен на грузовые перевозки

При установлении цены производитель должен учитывать возможности и восприятие цены покупателем – ценность товара для потребителя, что будет рассматриваться как максимальный уровень цены. С другой стороны, производитель должен покрыть свои затраты – стоимость, сформированную на этапе производства и сбыта товара, что будет выступать нижней границей цены. Цена – это денежное выражение стоимости (ценности) товара, услуги, актива или фактора производства (словарь Коллинза).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)