Подходы к исследованию цен и мониторинг цен

В современных рыночных условиях предприятие вынуждено оперативно реагировать на любые изменения внешних условий. Цена в этом случае выступает одним из лучших индикаторов изменения влияния внешних факторов. В связи с этим компании проводят регулярный мониторинг цен, анализируя свои цены, наблюдая за ценовыми решениями конкурентов, формируют системы учета и анализа ценовой динамики.

Динамика цен – это изменение цен на отдельные товары, товарные группы, экспорт и импорт. Анализ динамики цен проводится как в отношении реализуемых товаров и услуг, так и в отношении закупаемого сырья и материалов. Динамика цен на отдельные товарные позиции очень велика и изменения цены могут происходить даже ежедневно или несколько раз в день (цены на медь).

Большое влияние на динамику цен оказывает сезонность (рисунок 3.1).

Подходы к исследованию цен и мониторинг цен

Сезонность означает снижение покупательской активности в определенный период времени. Основными проблемами сезонности является недозагрузка или чрезмерная загрузка производственных мощностей, неравномерное получение доходов во времени. С другой стороны, сезон в бизнесе – это время максимальных продаж, в течение которого предполагается получение большей части дохода за весь финансовый год.

Интересно
Часто анализ сезонности ведется в рамках анализа продаж, т.к. компании рассматривают сезонность, как изменения в объеме продаж на рынке (ярко выраженная сезонность – колебания продаж в пределах 3050%, умеренная сезонность – максимальная разница месячных продаж составляет 1015%).

Причиной сезонных колебаний являются циклические конъюнктурные колебания предложения и спроса на рынке, что чаще всего выражается в сезонных изменениях цен или возможностей производства и использования товара.

Исследование сезонности предполагает исследование колебаний цен в товарной группе в течение определенного периода времени на основе данных за несколько лет. Если колебания повторяются на протяжении нескольких лет вне зависимости от прочих факторов, то можно говорить о наличии сезонности по исследуемой товарной группе.

Поэтому для анализа сезонных колебаний цен необходимо исключить влияние прочих факторов, таких как появление новых конкурентов, неравномерное региональное изменение цен, временное отсутствие продукции для продажи и аналогичные

Понимание сезонности позволяет корректировать ценовую политику и предотвращать снижение или увеличение цен, сохранить позиции в отрасли и прогнозировать такие факторы, как инфляция, изменения спроса и т.д.

Анализ ценовой динамики может проводиться с использованием абсолютного уровня цен (непосредственно цен). Кроме того, для анализа ценовой динамики могут использоваться индексы цен, которые показывают изменение цен в одном периоде по сравнению с базовым или предыдущим. Под индексом цен понимается относительная величина, характеризующая изменение цен.

Индексы дают возможность сравнивать изменение цен на товары и группы товаров, по которым достаточно сложно провести сравнение абсолютных цен. Использование индексов более наглядно при сопоставлении товарных групп с большими различиями в цене (например, сравнение изменения цен на столы и стулья в денежных единицах не так наглядно, как темпы роста и прироста по данным товарным группам).

Индексы применяются очень активно как коммерческими компаниями, так и органами государственной статистики, при этом могут применяться различные индексы для разных экономических условий.

Индекс цен Ласпейреса показывает, на сколько изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным, но на товары и услуги, реализованные в базисном периоде. Иначе говоря, индекс цен Ласпейреса показывает во сколько товары и услуги базисного периода подорожали или подешевели из-за изменения цен в отчетном периоде.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)