Характеристика мирового рынка железнодорожных перевозок

Существуют серьезные региональные особенности в организации железнодорожного бизнеса и регулировании тарифов на железнодорожные перевозки в различных регионах и странах.

В мире большая доля трафика грузовых железнодорожных перевозок в 2019 году (рисунок 1.1) приходилась на регион Азия, Океания, Ближний Восток (37,39%), второе место по объему перевозок занимала Европа (33,77%), далее Америка (27,21%) и Африка (1,63%).

Характеристика мирового рынка железнодорожных перевозок

Крупнейшие железнодорожные компании по рыночной стоимости относятся к рынкам Соединенных Штатов Америки, Канады, Гонконга, Японии и Китая (Рисунок 1.2).

Характеристика мирового рынка железнодорожных перевозок

Если же сравнивать и анализировать доходность компаний, то она будет сильно отличаться с приведенными данными о стоимости и зависеть в первую очередь от эффективности работы каждой из них. Открытая информация в этом плане существует только в разрезе стран. Так, наиболее эффективными железнодорожные компании являются в Японии, Гонконге, Швейцарии, Республике Корея и Сингапуре.

Компании из США занимают в этом рейтинге только двенадцатое место, а Российские железные дороги разместились на семнадцатом месте (рисунок 1.3). Различия в эффективности работы железнодорожных компаний формируют разницу в позициях компаний в рейтингах по рыночной стоимости и операционному доходу. Проведем этот анализ на примере Североамериканских железнодорожных компаний на основе данных 2020 года ресурса Статиста (рисунок 1.4).

Первое место по размеру операционного дохода занимает компания BSNF с операционным доходом 20,87 миллиона долларов США, и только на втором месте находится крупнейшая североамериканская железнодорожная компания – Union Pacific с операционным доходом 19,53 млрд. долларов. Третье место по операционному доходу занимает американский оператор CSX, находясь также на третьем месте по рыночной стоимости.

Далее идут Canadian National Rails (операционный доход 10,85 млрд. долларов и второе место в мире по рыночной стоимости), Norfolk Southern (9,79 млрд. долларов), Canadian Pacific Railway (6,06 млрд. долларов), Kansas City Southern (2,63 млрд. долларов).

Характеристика мирового рынка железнодорожных перевозок

Характеристика мирового рынка железнодорожных перевозок

Характеристика мирового рынка железнодорожных перевозок

Большую часть объемов, перевозимых по железной дороге грузов, традиционно занимают сырьевые грузы. Так, согласно данным о перевозке грузов на северо-американских железных дорогах в 2020-2021 годах, первое место по товарообороту занимает уголь и химикаты, далее идут металлы, минералы, зерно и сельскохозяйственная продукция, затем машины и оборудование, нефть, лесные грузы и прочие (рисунок 1.5).

Необходимо отметить, что железнодорожные компании, занимающиеся грузовыми перевозками, по-разному представляют свою целевую аудиторию и используют различные критерии для сегментации клиентов. Так, крупнейшая американская компания Union Pacific делит все перевозимые грузы на насыпные, индустриальные и премиальные с долей в 2021 году 32,9%, 36,2% и 30,9% соответственно (рисунок 1.6).

Характеристика мирового рынка железнодорожных перевозок

В структуре грузооборота первой по размеру операционного дохода американской компания BNSF Railway’s в 2021 году (рисунок 1.7) большую долю занимают потребительские грузы (37,7%), далее идут индустриальные грузы (24,2%), сельскохозяйственные (23,3%) и уголь (14,8%).

Крупнейшая канадская компания Canadian National Railway занимающая второе место в мире по рыночной стоимости (рисунок 1.8) выделяет интермодальные грузы (28,4%), нефтяные и химические грузы (19,9%), зерно и удобрения (19,7%), лесные грузы (12,9%), металлы и минералы (10,7%), машины и оборудование (4,4%), уголь (4%).

Характеристика мирового рынка железнодорожных перевозок

Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации, 80% погрузки железнодорожного транспорта России обеспечивается 5 категориями грузов: уголь и кокс, нефть и нефтепродукты, минерально-строительные грузы, руды черных и цветных металлов, черные.1

В России структура грузооборота во внутреннем и внешнеторговом сообщении в 2020 году представлена в основном сырьевыми грузами (рисунок 1.9).

Характеристика мирового рынка железнодорожных перевозок

Характеристика мирового рынка железнодорожных перевозок

Большую долю внутрироссийского грузооборота по данным за 2020 год занимают сырьевые (уголь – 20,3%, нефть – 15,5%, руда – 12,1%), строительные грузы (17,1%) и металлы (5%). Среди экспортных грузов превалирует уголь (42,1%), нефть и нефтепродукты (19,2%), химические и минеральные удобрения (7,7%), далее идут черные металлы (6%), руда (5,8%), лесные грузы (4,2%) и прочие. При этом, более доходные потребительские грузы, машины и оборудование, а также сельскохозяйственные грузы вместе занимают около 15%.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)