Система управления тарифами, доходность и устойчивость железнодорожного бизнеса

Ценовые решения могут рассматриваться в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе. При этом в долгосрочном периоде ключевыми вопросами выступают доходность и финансовая устойчивость бизнеса, которые в свою очередь зависят от большого количества факторов, включая государственную политику и государственные цели, прочие внешние, а также внутренние факторы (см. параграф 1.3).

Всемирный банк выделяет четыре основных элемента, определяющих финансовую устойчивость железной дороги – это структура доходов, структура издержек, инвестиционные потребности, и структура капитала.

Для оценки долгосрочной финансовой жизнеспособности железнодорожной системы и определения рисков крайне важно проанализировать основополагающие политические и экономические силы, формирующие эти четыре элемента. Сюда относится и определение потенциальных барьеров для достижения устойчивости наряду с предложением возможных решений.

Важными компонентами структуры доходов являются объем перевозок, ценообразование, сбор поступлений, субсидии и оплата услуг.

Спрос на транспортные услуги является производным и определяется базисным спросом либо на перевозимые товары, либо на продукцию отраслей, для которых предназначаются перевозимые товары. Если железная дорога обеспечивает своевременное и надежное предоставление высокоценных услуг, она может увеличить свою долю рынка.

Например, железные дороги США улучшили свои услуги по перевозке готовых автомобилей, тем самым увеличив свою долю рынка практически с нуля до 70 процентов и получив годовой доход в размере 3,0 миллиарда долларов США. Поскольку железные дороги, как правило, имеют высокие фиксированные издержки, увеличение объемов перевозок посредством оптимизации обслуживания может повысить финансовую устойчивость железной дороги.

При этом, для планирования объема перевозок и выявления потенциальных возможностей необходимо провести анализ, который включает несколько этапов:

  • определение основных сегментов клиентов и продукции. Сегменты перевозок, правило, представляют собой характерное для конкретной страны сочетание грузовых и пассажирских перевозок, для которого не существует стандартного оптимального состава;
  • анализ железнодорожных перевозок на предмет определения доли рынка железнодорожных перевозок, занимаемой основными сегментами перевозок, и оценка конкуренции. Это включает изучение динамики объемов, доли рынка и сочетания типов перевозок с целью понимания характеристик рынка и услуг, которые железные дороги должны предложить для обеспечения своей конкурентоспособности;
  • при отсутствии прямых конкурентов, необходимо изучить конкуренцию со стороны других видов транспорта, как например, автомагистрали, водные пути или воздушный транспорт, на предмет выяснения, способны ли железные дороги конкурировать с некоторыми из предлагаемых ими услуг.

Большое значение для любой компании имеет оценка эффективности ценовых решений. В первую очередь подобную оценку можно произвести на основе соотнесения с целями компании и достижения требуемых финансовых результатов.

При оценке эффективности ценовых решений могут использоваться как качественные, так и количественные показатели. К качественным показателям относятся повышение уровня осведомленности, знания марки и аналогичные. Основными количественными показателями являются размер прибыли и объем продаж (а также EBIT, EBITDA и т.д.), а также такие достижение конкретных целей, таких как увеличение числа клиентов, краткосрочное увеличение оборота, и т.д.

Кроме того, для оценки операционной устойчивости может быть применен ряд коэффициентов, которые представлены в Талице 3.2.

Система управления тарифами, доходность и устойчивость железнодорожного бизнеса

Важной составляющей частью анализа доходов железнодорожной компании является исследование ценообразования.

Сегодня в основе грузовых железнодорожных тарифов в Российской Федерации лежат следующие принципы:

  • тарифные ставки формируются на основе среднесетевой себестоимости перевозок грузов, что не учитывает различия в затратах на разных участках дороги;
  • в основе тарифных ставок лежит так называемая «двухставочная модель», в которой одна часть восполняет расходы на начально-конечные операции (за тонну), а другая – на движенческие операции (за тоннокм);
  • начиная с 2003 года тариф состоит из вагонной составляющей и инфраструктурной составляющей (последняя включает «локомотивную» и «инфраструктурную» составляющие). Вагонная составляющая дерегулирована, что определяет формирование цен на этот элемент на основе соотношения спроса и предложения на рынке;
  • тариф дифференцируется в зависимости от рода груза, веса груза нетто, рода подвижного состава, расстояния (дальности) перевозки и ряда других параметров, хотя возможно учитывать и другие факторы (например, тип вагона).

При этом, можно говорить о низкой степени индивидуализации тарифов. А учитывая, что система была разработана в 2003 году и в большей степени отражает структуру хозяйства двадцатилетней давности, вопросы тарифообразования требуют актуализации.

Говоря о доходах железнодорожного бизнеса, важно учесть влияние государства, которое крайне существенно во всем мире. Как правило, регулирующий орган устанавливает цены на железнодорожные перевозки или потолок цен для поставщиков инфраструктуры, а зачастую также для операторов грузовых и пассажирских перевозок.

В связи с этим, как отмечает Всемирный банк, знание процедур регуляторного органа и влияющих на него политических сил является необходимым предварительным условием для понимания структуры доходов железных дорог и доходных рисков. Иногда цены устанавливаются в контексте соглашений об обслуживании: государство платит железным дорогам за оказание конкретных услуг по согласованной цене.

Государство может выплачивать железным дорогам компенсацию за осуществление социально значимых, но коммерчески нерентабельных железнодорожных перевозок. Так, согласно законодательству Российской Федерации, потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования либо в результате установления таких тарифов, сборов и платы ниже экономически обоснованного уровня на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

При анализе доходов всегда следует учитывать важные источники доходов, их платежную структуру и любые сопутствующие риски, а также возможность изменений. Финансовые показатели, которые рекомендуется использовать для анализа доходов представлены в Таблице 3.4.

Система управления тарифами, доходность и устойчивость железнодорожного бизнеса

Система управления тарифами, доходность и устойчивость железнодорожного бизнеса

Железные дороги являются капиталоемкими предприятиями. Поэтому критической мерой финансовой устойчивости является способность железной дороги производить достаточные инвестиции в динамике по времени с целью обеспечения безопасности, обновления активов и обслуживания новых рынков, что может быть оценено с использованием показателей Таблицы 3.5.

Система управления тарифами, доходность и устойчивость железнодорожного бизнеса

Все представленные в данной главе подходы к анализу доходности позволяют проанализировать возможные риски и направления совершенствования системы тарифообразования на железных дорогах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)