Особенности педагогической альтернативы

Движение педагогической альтернативы можно представить как ценностную, духовную эволюцию или революцию, так как для него характерна переоценка ценностей образования за счет конверсии существующих педагогических традиций, их субъективной, авторской интерпретации.

Изучение педагогической альтернативы предполагает выявление особенностей этого социально – педагогического явления на разных уровнях действительности, куда входят:

  • педагогическая теория как система педагогических идей;
  • педагогическое сознание как событийное осмысление практики воспитания;
  • педагогическая практика как осознанное действие субъектов образовательного процесса;
  • педагогические обычаи, стереотипы взаимодействия и отношений воспитанников и воспитателей.

Наиболее общими признаками и показателями можно признать следующие характеристики, выделенные Иоргом Рамзегером: функциональная самостоятельность, оппозиция институтизированной системе образования, свободный доступ для воспитанников, добровольный выбор форм и содержания обучения, саморегулирование жизнедеятельности.

Принимая подобное понимание альтернативности, можно обозначить, что в основе педагогической альтернативы лежит постоянно развивающееся, ориентированное на гуманитарные ценности убеждение и знание о способности человека к саморазвитию, о свободе как условии самоактуализации.

Альтернативу в педагогике можно считать то направление, концепцию или проект, которые: не являются официальной доктриной педагогики в исторических и социокультурных условиях данного общества; не совпадают с официальной доктриной или противоречит ей; не находятся в прямой зависимости от органов государственного управления.

А поэтому педагогическая альтернатива:

  1. Является одним из многих возможных путей развития педагогической действительности.
  2. Возникает и существует как естественный результат развития социальной практики, научного поиска и накопления профессионального опыта.
  3. Содержит созидающее начало и предполагает опору на определенный педагогический опыт, практику, эксперимент.
  4. Предполагает возможность выбора способа организации и получения образования.
  5. Исключает ограничения доступа к образованию по каким-либо инвариантным характеристикам (пол, раса, нация, религия и т.п.).

Как результат всего перечисленного выше, педагогическая альтернатива является тем механизмом, условием и средством, в которое воплощается противодействие и отрицание любой монополии в сфере образования как социальной практике.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)