Ориентир эстетической отзывчивости и позитивной самореализации

Ориентация на развитие и проявление эмпатии отражена в одном из положений гуманистической педагогики, которым является признание необходимости полноправного учета особенностей развития как интеллектуальной, так и эмоционально – чувственной сфер жизнедеятельности человека.

Интересно
Еще одним значимым ориентиром в этой сфере можно с уверенностью считать актуализацию и совершенствование в образовательной деятельности «эстетической отзывчивости» человека.

Проявление эстетической отзывчивости связано с проявлением следующих качеств и свойств: спонтанность как способность воспринимать и ценить красоту природы, людей, процесса и результатов их творческой деятельности; эстетическое сочувствие; художественно – творческая активность.

Элементами эстетического восприятия выступают эмоциональная чувствительность к предметам и явлениям внешнего мира, к результатам деятельности человека, к художественному творчеству, а также культура восприятия и его избирательность.

Сочувствие раскрывается через последовательность взаимообусловливающих компонентов: эстетическая оценка воспринимаемого предмета, осознание его внутренней гармонии и чувственное «вживание» в состояние данного предмета, то есть эмоционально – чувственное перевоплощение при восприятии.

Следующий элемент – художественно – творческая активность – является экспрессивным, деятельностным проявлением эстетической отзывчивости и выступает связующим звеном между чувствами человека, его эмоциональным состоянием, нравственно – эстетическими ориентациями и его действиями в реальном мире.

Реалистическое понимание мира, распространение чувства «я» на окружающую среду жизни, продуктивность, вменяемость и своевременность, принятие личной ответственности за принятые решения и поступки, расширение сферы ответственности своей жизненной активности – все это является непременными компонентами позитивной самореализация.

При этом осознание и принятие ответственности непосредственно связано с системой ценностных ориентаций и моральных ограничений, которые в данном случае не могут рассматриваться как жесткий свод раз и навсегда данных предписаний, как детерминация активности ребенка социокультурной средой.

Эти ограничения скорее затрагивают внутренний мир растущего человека и потому отражают индивидуальные ограничения и требования, актуализируемые в ситуации «здесь и теперь».

Принципиально здесь само наличие этих нравственных ограничений, а характер проявления их у каждого ребенка, безусловно, вариативен.

Принятие ответственности обнаруживается, прежде всего, в характере притязаний, в требовательности к себе, в установке на преодоление трудностей. Брать на себя ответственность и отстаивать свой выбор может только человек, обладающий внутренней свободой от давления непосредственного окружения.

Интересно
Фактором, препятствующим ответственности, является установка на успех в глазах окружающих, стремление к публичности, избегание неудачи. Подлинная ответственность связана с уверенность в себе и с собственными критериями успешности предметной активности, взаимодействия и общения.

Она выступает как результат интеграции психических функций личности: субъективного восприятия окружающего мира, оценки собственных жизненных ресурсов, эмоционального отношения к должному, воли.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)