Основы моделирования бизнес-процессов

Моделирование бизнес процессов является одним из методов улучшения качества и эффективности работы организации. В основе этого метода лежит описание процесса через различные элементы (действия, данные, события, материалы и пр.) присущие процессу.

Как правило, моделирование бизнес процессов описывает логическую взаимосвязь всех элементов процесса от его начала до завершения в рамках организации. Термин моделирование имеет два основных значения.

Моделирование – это процесс построения модели как представления (образа) оригинала, отражающего наиболее важные его черты и свойства.

В том случае, если модель уже построена, то моделирование – это процесс исследования (анализа) функционирования системы, точнее, ее модели. Базовой целью моделирования бизнес-процессов является систематизация информации об организации и операциях, и дальнейшее описание реального хода бизнес-процессов компании.

При этом необходимо определить, что является результатом выполнения процесса, кем и какие действия выполняются, каков их порядок, каково движение документов в ходе выполнения процесса, а также насколько процесс надежен (вероятность неудачного выполнения) и как он может быть расширен/модифицирован в будущем.

Моделирование бизнес-процессов в компании может быть направлено на решение большого числа различных задач:

  • точно определить результат бизнес-процесса и оценить его значение для бизнеса;
  • определить набор действий, составляющих бизнес-процесс, и порядок их выполнения;
  • произвести разделение зон ответственности; определить и отслеживать, какой сотрудник или подразделение компании несет ответственность за выполнение того или иного действия или процесса в целом; оценить, а затем повысить эффективность коммуникации между сотрудниками;
  • определить ресурсы, потребляемые бизнес-процессом. Точно зная, кто и какие ресурсы использует и для каких операций, можно повысить эффективность использования ресурсов посредством планирования и оптимизации;
  • увидеть движение документов в ходе процесса. Бизнес-процессы производят и потребляют различные документы (в бумажной или электронной форме). Важно разобраться, откуда и куда идут документы или информационные потоки, и определить, оптимально ли их движение и действительно ли все они необходимы;
  • определить потенциальные узкие места и возможности для улучшения процесса, которые будут использованы позже для его оптимизации;
  • эффективно произвести автоматизацию бизнес-процессов в целом или отдельных их шагов, включая автоматизацию взаимодействия с внешней средой – клиентами, поставщиками, партнерами;
  • использовать модели бизнес-процессов в качестве руководства для новых сотрудников.

При моделировании бизнеса используются различные модели. Модель представляет собой искусственный, созданный человеком объект любой природы (умозрительный или материально реализованный), который замещает или воспроизводит исследуемый объект, сохраняя при этом существенные свойства объекта.

Модели имеют определенные свойства, основные из которых представлены в табл. 3.1.

Моделью бизнес-процесса называется формализованное (графическое, табличное, текстовое, символьное) и структурированное описание сети процессов и/или функций/операций, связанных с данными, документами, организационными единицами и прочими объектами, отражающими существующую или предполагаемую деятельность.

Модель, как правило, содержит следующие сведения о бизнес-процессе:

  • функции, которые бизнес-система должна выполнять – что она делает, для кого, с какой целью;
  • процессы, обеспечивающие выполнение указанных функций, последовательность отдельных шагов процессов (работ, операций);
  • данные, необходимые при выполнении процессов, и отношения между этими данными;
  • организационные структуры, обеспечивающие выполнение процессов;
  • материальные и информационные потоки, возникающие в ходе выполнения процессов.

Следует отметить, что построенные модели бизнес-процессов являются не просто промежуточным результатом, используемым для выработки каких-либо рекомендаций и заключений, а представляет собой самостоятельный результат, имеющий практическое значение (рис. 3.1).

Таким образом, детальная бизнес-модель позволит:

  • описать, увидеть и скорректировать будущую систему до того, как она будет реализована физически;
  • уменьшить затраты на создание системы;
  • оценить работы по времени и результатам;
  • достичь взаимопонимания между всеми участниками проекта;
  • улучшить качество создаваемой системы.

Процесс построения, изучения и применения моделей называется моделированием, т.е. можно сказать, что моделирование – это метод исследования объекта путем построения и исследования его модели, осуществляемое с определенной целью.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)