Сущность и основные характеристики бизнес-процесса
Процессный менеджмент – это управление организацией путем построения системы процессов, управления ими, осуществления деятельности по улучшению процессов. При моделировании управленческой деятельности для обозначения объектов принято использовать термин «бизнес-процесс».
Существует несколько определений понятия «бизнес-процесс» разных авторов, которые показаны в табл. 2.1.
Как видно из табл. 2.1, существует много определений бизнес-процесса (англ. Business Process) как зарубежных, так и отечественных авторов. В данном пособие авторы под бизнес-процессом понимают совокупность последовательно или/и параллельно выполняемых операций, преобразующая материальный или/и информационный потоки в соответствующие потоки с другими свойствами.
К основным особенностям бизнес-процесса относят следующие:
- наличие определенной цели, которая согласуется с общей целью компании. Конечная цель всех бизнес-процессов – удовлетворение потребностей клиентов;
- представляет собой не одно действие, а целый комплекс;
- все действия не случайны и не произвольны. Они связаны друг с другом и организованы. Лишь в совокупности эти действия позволяют получить нужный эффект;
- бизнес-процессы начинаются со входа, который представляет собой стартовый ресурс. Это комплектация, заявка, поставки и т.д. Также в эту категорию входят другие материальные потоки или информация, которые используются при выполнении взаимосвязанных действий. Входов бывает и несколько. Если вход один – это простой процесс;
- конечным результатом считается выход. Это может быть готовая продукция, работа, услуга или информация;
- изменение исходного ресурса на выходе;
- в схему входят границы. Они представляют собой начальные и итоговые точки фиксации работ;
- каждый бизнес-процесс протекает во взаимосвязи с другими внутренними бизнес-процессами компании или с внешней средой.
Каждый бизнес-процесс имеет основные свойства, включенные в его цикл, которые показаны на рис. 2.1.
У бизнес-процесса есть признаки, отличающие его от технологического процесса. Наличие исполнителей. Без людей нет бизнес-процессов. Если работа выполняется роботами и высокотехнологичным оборудованием, речь идет о технологическом процессе. При этом участвовать в бизнес-процессе должно больше одного человека. Даже если сотрудник выполняет операцию один, у него есть заказчик, поставщик и потребитель, которые тем или иным образом задействованы в бизнес-процессе.
Разный результат в зависимости от тех или иных условий. Конечный результат технологического процесса всегда неизменен. Единственное отклонение – брак. Бизнес-процессы также имеют характер повторяющихся действий, и в результате тоже должен появиться продукт с определенным качеством.
Но бизнес-процессы имеют вариативный характер: есть прописанные цепочки алгоритмов – возможные условия и разные действия, в зависимости от исходных или промежуточных данных. Выделяют три главные характеристики бизнес-процесса: длительность, стоимость, удовлетворенность потребителя товаром или услугой (табл. 2.2).
Структура бизнес-процессов имеет несколько уровней, которые показаны на рис. 2.2.
Бизнес-процессы помогают компании решать сразу несколько задач:
- задают единые стандарты работы и требования к продукту;
- повышают качество выпускаемой продукции: персонал знает, какой продукт должен получиться на выходе, как этого достичь, за какой срок;
- повышают управляемость и решают проблемы с координацией работы разных подразделений;
- фиксируют в наглядной графической форме сложную информацию и правила;
- делают все операции прозрачными и понятными: кто, что, кому, для чего и в каком виде передает или принимает на каждом этапе;
- позволяют руководству понять, как именно происходит работа на каждом из этапов, и что можно улучшить;
- помогают выявить возможные «узкие места», которые увеличивают длительность процесса, и его стоимость;
- позволяют оперативно устранять сбои в работе;
- освобождают руководство от необходимости тотального контроля, позволяют передавать полномочия линейным руководителям;
- позволяют избегать потерь знаний (например, при увольнении ценного сотрудника);
- помогают обучать и вводить в курс дела новых сотрудников. Внедрение процессного подхода управления бизнес-процессами – это сложный и цикличный процесс.
Внедрение управления бизнес-процессами особенно эффективно при необходимости минимизировать в работе влияние человеческого фактора. Первостепенное влияние при внедрении и описании стоит уделить основным процессам: проблемы в ключевых процессах не могут быть компенсированы конкурентоспособным уровнем во вспомогательных процессах.
- Бережливое производство
- Бенчмаркинг бизнес-процессов
- Реинжиниринг бизнес-процессов
- Методы моделирования бизнес-процессов
- Способы описания и технологии моделирования бизнес-процессов
- Основы моделирования бизнес-процессов
- Классификация бизнес-процессов
- Компоненты бизнес-процессов
- Процессно-ориентированная структура управления предприятием
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу