Классификация бизнес-процессов

Классификацию бизнес-процессов на предприятии необходимо осуществлять в целях понимания руководством того, какие процессы реально происходят на предприятии и зачем они требуются, чтобы они не дублировали друг друга, и одновременно с тем не было никаких аспектов деятельности предприятия, не охваченных никакими бизнес-процессами.

Знание того, какими конкретно бывают бизнес-процессы и на какие типы они делятся, может помочь разобраться с тем, правильно ли выстроена их система на предприятии.

Все бизнес-процессы на предприятии можно классифицировать по различным признакам (рис. 2.6).

Классификация бизнес-процессов

Рассмотрим более подробно представленную выше классификацию бизнес-процессов:

По выполняемой ими роли можно выделить.

Функциональные бизнес-процессы. Обеспечивают главную деятельность компании (производство товаров и услуг), и несут непосредственную ответственность за состав системы бизнес деятельности и выполнения ряда задач – поиск своих покупателей и самого рынка, развития будущей стратегии компании и ее миссии, разработка новых услуг и продуктов, продажи и продвижение, изготовление новых товаров (услуг), выставление счетов и пр.

Структурные бизнес-процессы. Направлены на развитие основных объектов инфраструктуры и их поддержание в оптимальном состоянии. Основная цель – обеспечить нормальное существование бизнеса. К таким процессам относится – управление и развитие, управление информацией, внешними и физическими ресурсами, реализация программного управления на внешнюю среду, контроль финансов, решение задач по организационному развитию.

Структурные процессы применяются:

  • для описания, анализа бизнес-модели организации и определения возможных направлений ее реорганизации;
  • разработки системы бизнес-процессов организации по принципу «сверху вниз»;
  • системного описания процессов, которые необходимо автоматизировать;
  • описания состава процессов, декомпозированных на следующий уровень (несистемное, фрагментарное использование).

По влиянию на добавочную стоимость.

Основные бизнес-процессы. К ним относятся процессы, ориентированные на производство товара или оказание услуги, являющиеся целевыми объектами создания предприятия. Они составляют цепочку создания стоимости, в которой каждый этап добавляет ценность в создаваемый компанией продукт и в конечном счете образует конечную ценность для потребителя.

Пример цепочки создания ценности для потребителя показан на рис. 2.7. Результаты этих процессов потребитель покупает и использует. Являются стратегически важными, так как эффективность данных процессов напрямую влияет на финансовые результаты деятельности компании.

Сопутствующие процессы – процессы, ориентированные на производство товара или оказание услуги, не относящихся к основной деятельности компании, являющиеся результатами сопутствующей основному производству производственной деятельности и обеспечивающие самостоятельное получение дохода. Например, транспортная компания закупает шины для своего автопарка, кроме этого торгуют этими шинами на рынке. Шины приносят доход от продаж, и помогают приносить доход от грузоперевозок.

Вспомогательными бизнес-процессами являются процессы, предназначенные для жизнеобеспечения основных и сопутствующих процессов и ориентированные на поддержку их специфических черт.

Примерами таких процессов могут быть следующие:

  • обслуживание оборудования;
  • обслуживание зданий и сооружений;
  • обеспечение энергоресурсами и т.д.

Обеспечивающие бизнес-процессы – процессы, клиентами которых являются основные процессы, структурные подразделения и сотрудники организации. В отличие от основных обеспечивающие бизнес-процессы имеют другие цели и предназначение.

Если основные бизнес-процессы приносят доход, производя продукт и удовлетворяя потребности клиента, то обеспечивающие процессы поддерживают деятельность организации. Клиент за них не готов платить деньги, но эти процессы нужны для того, чтобы компания существовала.

К таким процессам можно отнести – административно-хозяйственное и юридическое обеспечение, связь и ИТ-обслуживание, делопроизводство, обеспечение гарантий безопасности и другие.

Обеспечивающие бизнес-процессы не имеют стратегического значения. Компания может отдать свой обеспечивающий бизнес-процесс на аутсорсинг (от англ. сокращения фразы «outer-source-using», привлечение организацией сторонних компаний для выполнения каких-либо функций), в случае если во внешней среде существуют другие организации, которые могут выполнить данный бизнес-процесс более дешево, быстро и качественно ввиду своей специализации и наличия больших компетенций и опыта.

Бизнес-процессы управления – это процессы, охватывающие весь комплекс функций управления на уровне каждого бизнес-процесса и предприятия в целом. Это процессы стратегического, оперативного и текущего планирования, формирования и осуществления управленческих воздействий.

Практически всем вышеперечисленным процессам соответствуют процессы управления. Особенность процесса управления в том, что они все имеют одинаковую структуру, одинаковую последовательность действий, и отличаются только по содержанию.

То есть любой процесс управления, на каком бы уровне он не происходил: стратегическом, тактическом или оперативном, к какой бы функциональной области не относился, имеет определенные основные элементы стандартной цепочки управленческого цикла (рис. 2.8).

Бизнес-процессами развития являются процессы совершенствования производимого товара или услуги, процессы развития технологий, процессы модификации оборудования, а также инновационные процессы, т.е. каждый процесс развития создает какой-то актив (материальный и нематериальный), который нужен компании для улучшения бизнесхарактеристик. Например, улучшить конкурентоспособность, повысить прибыльность, снизить затраты, повысить эффективность на каких-то участках и т.д.

Перечислим виды активов, которые могут создаваться в различных процессах:

  • новые продукты/услуги;
  • бренд;
  • новые направления бизнеса;
  • информационные системы;
  • организационные системы;
  • технологии;
  • знания и т.д.

Отличительной особенностью бизнес-процессов развития является то, что они на 80% представляют собой проектную деятельность. Проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений. Это процесс, который реализуется один раз, после чего он завершается, затем возникает новый проект и это повторяется многократно.

Бизнес-процессы развития – это на 80 % проекты, а проекты требуют иных техник управления, которые называют технологиями управления проектами.

Важное отличие: основные процессы делаются за счет средств клиента, и клиент оплачивает нам товары и услуги, а процессы развития финансируются за счет прибыли компании или привлеченных внешних инвестиций, т.е. это всегда инвестиционные процессы.

В зависимости от среды протекания. Внешним называется бизнес-процесс, имеющий вход и/или выход вне организации, и подразумевает взаимодействие с клиентом или с другой организацией (поставщики материалов или аутсорсинговых услуг, государственные органы).

Внешнее описание бизнес-процесса начинается с анализа и описания требований внешних потребителей к выходам бизнес-процесса. Такой подход позволит сконцентрироваться только на тех действиях, которые необходимы. Внешнее описание бизнес-процесса включает несколько этапов, которые представлены в табл. 2.7.

Внутренний бизнес-процесс – это процесс, полностью находящийся в рамках организации. Составляющая внутренних бизнеспроцессов определяет те главнейшие виды деятельности, или внутренние бизнес-процессы, от которых в огромной степени зависит удовлетворение потребностей клиентов и достижение финансовых стратегических целей в целом, и которые необходимо довести до совершенства.

Очевидно, что каждая организация обладает уникальным набором внутренних бизнес-процессов, обеспечивающих создание стоимости для клиентов и достижение финансовых целей.

Внутреннее описание бизнес-процесса предполагает описание деятельности по преобразованию входов бизнес-процесса в выходы с использованием определенных ресурсов и применением необходимых методов и стандартов работы (технологий).

Внутреннее описание бизнеспроцесса показывает границы бизнес-процесса (с чего начинается и чем заканчивается бизнес-процесс) и регламентирует лучшую на данный момент практику методов работы (технологии).

Внутреннее описание бизнес-процесса включает выполнение следующих этапов:

  • определение последовательности действий в бизнес-процессе;
  • определение видов деятельности, требующих документирования;
  • разработка графического или табличного описания видов деятельности бизнес-процесса;
  • согласование входов-выходов данного процесса с входамивыходами других бизнес-процессов, которые являются внутренними поставщиками или потребителями.

Таким образом, основная цель внутреннего описания бизнес-процесса – сделать возможным согласованное, воспроизводимое и стабильное функционирование бизнес-процессов.

По степени сложности бизнес-процессов:

  1. Монопроцессы – односложные повторяющиеся действия.
  2. Вложенные процессы – цепочки действий, выстроенные из монопроцессов.
  3. Связанные процессы – последовательные цепочки монопроцессов в рамках алгоритмов.

Классификация бизнес-процессов на предприятии важна по нескольким причинам:

  1. Необходимо хорошее понимание руководством того, какие процессы реально происходят на предприятии и зачем они требуются.
  2. Необходимо выстраивать бизнес-процессы в гибкую систему, чтобы они не дублировали друг друга, и одновременно с тем не было никаких аспектов деятельности предприятия, не охваченных никакими бизнес-процессами.

В целом все бизнес-процессы компании направлены на то, чтобы производить ценности для клиентов (товары, услуги), а также поддерживать собственную деятельность, оптимизироваться и развиваться. Знание того, какими конкретно бывают бизнес-процессы и на какие типы они делятся, может помочь разобраться с тем, правильно ли выстроена их система на предприятии и нет ли каких-либо недоработок.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)