Бенчмаркинг бизнес-процессов

Бенчмаркинг (от англ. Benchmarking – «отметка уровня», «опорная отметка») – один из инструментов совершенствования бизнес-процессов. Бенчмаркинг означает, что имеется некое заранее определенное положение, которое используется как эталон для проведения измерений, в том числе рассматривается как стандарт совершенства для бизнес-процесса.

Интересно
В теории до сих пор не сложилось единого понятийного аппарата. Каждый исследователь трактует термин «бенчмаркинг» со своей точки зрения. Считается, что концепция бенчмаркинга зародилась в 50-х гг. XX в. в Японии. Термин «бенчмаркинг» методически конкретизирован в 1972 г. американскими учеными, однако его трактовка продолжает развиваться.

С точки зрения процессного менеджмента и совершенствования бизнес-процессов, бенчмаркинг – это постоянное измерение и сравнение отдельно взятого бизнес-процесса с эталонным процессом ведущей организации, с целью сбора информации, которая поможет предприятию определить цель своего совершенствования и провести мероприятия по улучшению работы. Бенчмаркинг предполагает анализ собственных бизнес-процессов относительно товаров, услуг, производства в других организациях. На рис. 4.3 покажем сущность бенчмаркинга.

Бенчмаркинг бизнес-процессов

Бенчмаркинг понимается как:

  • поиск примеров передовой бизнес-практики;
  • непрерывный или систематический процесс измерения показателей (своих и конкурентных);
  • изучение передового опыта управления конкурентов или партнеров;
  • заимствование эффективно действующих производственных или управленческих технологий;
  • постоянный процесс качественного сравнения работы отдельно взятой компании с лидерами отрасли;
  • маркетинговая разведка;
  • конкурентный анализ;
  • процесс повышения конкурентоспособности предприятия.

Выделяют пять основных принципов бенчмаркинга бизнес-процессов, которые представлены в табл. 4.4.

Многие исследователи относят к принципам бенчмаркинга – необходимость учета несовершенства классической модели TQM (англ. Total Quality Management – всеобщее управление качеством).

TQM – общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов, основан на:

  • необходимости постоянного совершенствования;
  • важности потребителя;
  • культурных изменениях;
  • постоянной природе улучшений;
  • командной работе и важности вклада каждого сотрудника.

Программа реализации системы TQM, прежде всего, должна находиться под непосредственным контролем высшего руководства организации, она должна быть задолго до начала ее реализации спланирована; опробована; подкорректирована, если это необходимо, и повторно отработана.

Если предприятие желает взять за основу работы эту систему, ей придется заняться разработкой и реализацией ее внедрения. При этом необходимым условием является признание неэффективным имеющегося на этот момент управления предприятием.

Поэтому не вызывает сомнения тот факт, что методика оценки результатов внедрения концепции TQM, в основе которой лежит, во-первых, прошлое состояние основных систем организации и, во-вторых, субъективная величина степени выполнения поставленных целей и задач, по меньшей мере, некорректна.

Основными элементами бенчмаркинга являются:

  • измерение уровня показателей собственных с показателями партнера по бенчмаркингу. Цель измерений – сравнение и регистрация улучшений;
  • сравнение уровней показателей, процессов, лучшей практики и т.д.;
  • обучение на примере партнеров по бенчмаркингу введению улучшений в своей организации;
  • совершенствование. Это – главная цель любого бенчмаркинга.

Проведения бенчмаркинга в организации, стремящейся к совершенствованию бизнес-процессов, позволяет:

  • понять и развить критическое отношение к существующим бизнес-процессам;
  • дать импульс активному процессу обучения в организации и мотивации для перемен и улучшения;
  • разрабатывать новые источники совершенствования и новые приемы труда вместо тех, что приняты в данной среде (организации);
  • определить новые эталоны для измерения показателей бизнес-процессов.

Бенчмаркинг позволяет сравнить одно предприятие с другими предприятиями. В зависимости от того, с кем проводится сравнение и что сравнивается, бенчмаркинг можно классифицировать по следующим типам, которые представлены в табл. 4.5.

Различные исследования показали, что лучшие результаты обычно получаются в комбинации общего бенчмаркинга, в котором участвуют предприятия из других отраслей, и бенчмаркинга процесса. Комбинация классификационных признаков представлена в табл. 4.6.

Различные виды бенчмаркинга могут использоваться в комбинации только до некоторой степени:

  • первоначально необходимо использовать бенчмаркинг показателей. При этом важно определить текущее состояние предприятия разобраться в том, что нужно изменить, каких партнеров для бенчмаркинга следует привлечь;
  • затем следует применить бенчмаркинг процесса, чтобы понять, что именно нужно изменить.

Методология бенчмаркинга заключается в ряде поступательных действий, производимых поэтапно. Процесс определения, понимания и адаптации эффективного функционирования лидирующих компаний с целью повышения качества собственной работы условно подразделяется на восемь этапов (рис. 4.4).

Рассмотрим этапы бенчмаркинга бизнес-процессов более подробно.

Этап 1. Выявление функций и бизнес-процессов, нуждающихся в совершенствовании. Чтобы выявить собственные недостатки, достаточно посмотреть на себя со стороны. Аналогично следует действовать и в поисках нуждающихся в улучшении функций и бизнес-процессов в организации. Здесь уместно применить методы конкурентной разведки. На этом этапе важно расставить приоритеты над функциями. В первую очередь определяются процессы, играющие главную роль в формировании себестоимости продукции. Затем выявляются функции с большим потенциалом корректировки. Также следует систематизировать позитивно мотивирующие стимулы. И в заключение определить наиболее успехообразующий фактор-показатель.

Этап 2. Определение анализируемых показателей. На втором этапе следует изучить бизнес-план на предмет выявления набора количественных и качественных переменных (трудовые показатели, отличительные факторы (качество и разнообразие продукции), данные о доли рынка, занимаемой компанией, финансовая стратегия и ее результаты).

Этап 3. Идентификация наилучших экономических субъектов внутри и вне исследуемой отрасли. На третьем этапе выявляются лидеры в интересующей отрасли и вне её. Выбор не должен быть ограничен явными, прямыми конкурентами. Часто бывают полезны достижения параллельных конкурентов, которые не давят на исследуемое предприятие. С другой стороны, параллельные конкуренты всегда имеют потенциал в перспективе стать прямыми.

Интересно изучать компании из других сфер бизнеса. Неоценимое значение сыграет информация о мировом опыте. В идеале список компаний-лидеров не должен быть более десятка, а то и еще меньше. Но он должен быть креативным, т.е. успешные предприятия лучше подбирать по принципу разнообразия.

Этап 4. Оценка собранных показателей по выбранному направлению. На этапе сбора и оценки информации об интересующих процессах обращаются к различным источникам. В собственной фирме с этим проблем нет, а для изучения посторонней компании следует проявить изобретательность, особенно для получения труднодоступных данных.

Интересно
Здесь могут помочь различные (формальные и неформальные) опросы (сотрудников, поставщиков, оптовых покупателей, розничных клиентов, претендентов на вакансии фирмы, отраслевых консультантов). Неоценимую помощь оказывают стажировки сотрудников в фирмах – партнерах, посещение конференций, специализированных выставок. На данном этапе важно соблюсти умеренность.

Этап 5. Подготовка информации об измерениях. Собранную информацию следует систематизировать и привести к сопоставимому виду.

Этап 6. Сопоставление и анализ лидерских и собственных показателей. Собранные данные извне следует соотнести с имеющимися собственными. Выявленные отличия позволяют определить особенности для проработки.

Этап 7. Работа над ошибками на основании проведенного исследования. Теперь стоит задача ликвидировать ошибки в собственной работе. Для улучшения качества работы нужно выявить слабые места (логистические проблемы, высокие издержки, низкий уровень системы реализации). Затем можно скопировать стиль и метод работы лидера, но здесь важно сохранить индивидуальность.

Этап 8. Внедрение, проработка и подведение итогов. Большинство компаний по результатам бенчмаркинга применяют практическую программу революционных преобразований на предприятии «Двадцать ключей», разработанную японским профессором Ивао Кобаяси в 1982 г. Характеристику

Программы можно представить в виде диаграммы взаимосвязей 20 ключей (рис. 4.5):

  • Ключ 1. Упорядочение.
  • Ключ 2. Совершенствование вертикальной структуры управления.
  • Ключ 3. Командная работа. Деятельность малых групп.
  • Ключ 4. Сокращение запасов незавершенной продукции (сокращение продолжительности производственного цикла).
  • Ключ 5. Технология быстрой переналадки оборудования.
  • Ключ 6. Усовершенствование производственных операций.
  • Ключ 7. Производство без постоянного присмотра.
  • Ключ 8. Промежуточные накопители между смежными организационно-технологическими участками.
  • Ключ 9. Техническое обслуживание оборудования.
  • Ключ 10. Регламент труда и отдыха.
  • Ключ 11. Система обеспечения качества.
  • Ключ 12. Помощь поставщикам в повышении эффективности производственной системы.
  • Ключ 13. Устранение непроизводственных затрат с помощью карты
    «горных сокровищ».
  • Ключ 14. Вовлечение рабочих в постоянные улучшения
  • Ключ 15. Совмещение профессий.
  • Ключ 16. Управление производственно-технологическими процессами (планирование работ).
  • Ключ 17. Управление повышением производительности труда.
  • Ключ 18. Компьютеризация и автоматизация.
  • Ключ 19. Энергосбережение.
  • Ключ 20. Характеристические и новые технологии.

Четыре ключа находятся на внешней стороне кольца (см. рис. 4.5). Их назначение – стимулировать и поддерживать остальные 16, которые, в свою очередь, взаимно поддерживают друг друга. В конечном итоге все 20 ключей согласованно повышают эффективность производственной системы.

Существует несколько моделей проведения бенчмаркинга своей организации с учетом ее связей с другими (рис. 4.6).

Рассмотрим эти модели более подробно:

  1. Сравнение «один на один» (см. рис. 4.6, а). Наиболее распространенная модель бенчмаркинга. Проводится сравнение по очереди с каждым из предприятий-партнеров. Часто партнеры даже не подозревают, что, кроме них, в бенчмаркинге участвуют другие партнеры и кто они.
  2. Сравнение «в группе» (см. рис. 4.6, б). Во второй модели имеет место перекрестное сравнение всех партнеров когда несколько организацийпартнеров собираются вместе для проведения совместного бенчмаркинга. И эта модель в настоящее время становится все более популярной. Такой подход обычно дает наилучшие результаты для всех участников.
  3. Сравнение «с помощью посредника» (см. рис. 4.6, в). В третьей модели, использует посредника. В роли посредника обычно выступает консультант, который собирает данные, анализирует их, а затем передает результаты анализа организациям, которые предоставили свои данные.

Однако при таком бенчмаркинге невозможно своими глазами увидеть лучшие технологии в деле, поэтому очень часто бывает затруднительно реализовать у себя улучшения, основанные на такого рода исследованиях. Третья модель лучше всего подходит для бенчмаркинга показателей.

Применение бенчмаркинга имеет как преимущества так и недостатки, которые показаны в табл. 4.7.

Бенчмаркинг эффективен не как разовая операция, а как постоянный процесс, поэтому важно не только отслеживать изменения позиций лидеров, последователей, аутсайдеров, но совершенствовать саму методику сбора и обработки информации.

Интересно
Полученную при бенчмаркинге информацию необходимо применить для улучшения позиций компании на рынке. Обычно на этом этапе начинается разработка новой стратегии на основе данных, полученных в ходе изучения и анализа конкурентов.

Предлагаются изменения, которые позволят исправить существующие ошибки, ускорить производство, сократить затраты, сделать бизнес более эффективным. Следовательно, бенчмаркинг нацелен на получение прорывного улучшения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)