Реинжиниринг бизнес-процессов

В современных условиях функционирования предприятий различных сфер деятельности наблюдаются тенденции поиска и разработки оптимальных стратегий развития и совершенствования технологий управления предприятием. Любой процесс совершенствования направлен на систематическое улучшение операционных и производственных процессов, основанное на результатах оценки потенциала предприятия.

Активная конкуренция между предприятиями приводит к тому, что управленческая деятельность руководителей высших уровней направлена на постоянное исследование рынка, пересмотр и модернизацию используемых подходов, методологий и технологий в разработке управленческих решений.

В последнее время в деятельности предприятий происходит динамичное освоение технологий реинжиниринга. Это объясняется тем, что предприятия, которые уже долго функционируют на рынке, очень часто использует не современные методы и инструменты принятия и реализации управленческих решений. Результатом этого становится то, что такие предприятия теряют свои лидерские позиции и проигрывают в конкурентной борьбе.

Развитие реинжиниринга началось с 1990 г., именно тогда М. Хаммер в своей работе ввел это понятие. По М. Хаммеру: «Реинжиниринг – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в решающих современных показателях деятельности компании, таких как стоимость, качество, сервис и темпы».

Реинжиниринг (англ. reengineering) – это поэтапные изменения в компании, направленные на совершенствование деятельности, производимые и измеряемые с точки зрения бизнес-процессов и их показателей.

Важно понимать, что реинжиниринг направлен на процессы, протекаемые на предприятии, а не на само предприятие. Таким образом, можно сказать, что объект реинжиниринга – это процесс.

Концептуальная основа реинжиниринга бизнес-процессов (BPR – Business process reengineering) заключалась в реализации мероприятий, способствующих радикальным преобразованиям и серьезной модернизации деятельности предприятия. Однако развитие этого направления российского менеджмента способствовало трансформации целей и задач реинжиниринга бизнес-процессов.

Цели и задачи реинжиниринга бизнес-процессов (РБП) показаны в табл. 4.1.

Реинжиниринг бизнес-процессов

Существует несколько типов компаний, для которых будет актуально и целесообразно проводить реинжиниринг бизнес-процессов:

  • компании, которые находятся на грани разорения вследствие более высоких цен на продукцию или более низких качественных показателей. Решительные преобразования могут стать единственным выходом для такой организации;
  • компании, которые не испытывают затруднений, но согласно анализу рынка, они вполне вероятны. Это риски, связанные с появлением новых конкурентов, изменение требований покупателей или экономической среды;
  • компании-лидеры на рынке, не испытывающие каких-либо затруднений в своей деятельности.

Для такой группы компаний преобразования служат инструментом для достижения новых высот и целей.

Существуют отличия реинжиниринга бизнес-процессов от совершенствования деятельности предприятий:

  • простое улучшение предполагает постепенное улучшение показателей. Реинжиниринг предполагает радикальные изменения;
  • совершенствование осуществляется на основании уже действующих процессов. При реинжиниринге бизнес-процессы внедряются с «чистого листа»;
  • простые улучшения реализуются на протяжении короткого периода, для полноценных изменений потребуется длительное время;
  • при реинжиниринге новые процессы внедряются по направлению сверху вниз. При совершенствовании – наоборот;
  • улучшения характеризуются узким охватом, реинжиниринг – широким.

Особенности бизнес-процессов, для которых проводится реинжиниринг, показаны на рис. 4.1.

Реинжиниринг бизнес-процессов

Укрупнено можно выделить следующие направления управленческой деятельности для использования инструментов реинжиниринга:

  1. Масштабная и радикальная модернизация организационной структуры и протекаемых на предприятии процессов, обоснованная серьезным кризисом деятельности, банкротством предприятия.
  2. Поэтапное совершенствование и преобразование бизнес-процессов предприятия, вызванное выявленными в ходе стратегического анализа его слабых сторон и угроз.
  3. Территориальное, географическое или иное расширение зоны деятельности предприятия, направленное на захват большей доли рынка, и соответственно укрепление лидерских позиций среди конкурентов.

Хотелось бы отметить, что в любом из вышеперечисленных направлений управленческой деятельности результатом реинжиниринга должно стать многократное улучшение показателей функционирования предприятия. На рис. 4.2 представлены виды реинжиниринга бизнес-процессов.

Реинжиниринг бизнес-процессов

Если процесс реинжиниринга бизнес-процессов будет находиться в тесной связи с организационным развитием организации, тогда его можно будет считать успешным. Эффективность организационного развития зависит от внедрения и использования в этом процессе определенных принципов. В процессе проведения реинжиниринга необходимо использование принципов, представленных в табл. 4.2.

Модель управленческой деятельности трансформируется, разработка, принятие и реализация управленческих решений основываются на фактических и спрогнозированных данных, а это прямым образом воздействует на перепроектирование бизнес-процессов предприятий.

Реинжиниринг бизнес-процессов

В настоящее время бизнес претерпевает технологические, организационные, культурные и другие изменения. Многие предприятия вынуждены менять свою политику управленческой деятельности.

Основные трудности, которые возникают при реинжиниринге бизнес-процессов:

  • отсутствие в системе управления принципа гибкости, превалирование бюрократических принципов ведения бизнеса, и соответственно, неоперативная реакция на влияние факторов внешней и внутренней среды;
  • расхождение структуры, методов, способов и инструментов управления поставленным целям и задачам, а также недостаточность ресурсов для достижений установленных результатов;
  • нескоордированность целей и задач на различных уровнях управления;
  • доминирование оперативного управления процессами над стратегическим;
  • нежелание сотрудников принимать современные методы управления, «законсервированность» мышления персонала.

Использование реинжиниринга как инструмента инновационного и стратегического менеджмента обусловлено современными тенденциями в развитии экономики страны. Несмотря на перечисленные трудности проведения реинжиниринга бизнес-процессов, многим предприятиям просто необходимо их преодолевать, если они хотят оставаться лидером на рынке либо просто сохранять конкурентные преимущества.

Как и любой процесс, реинжиниринг проходит в несколько этапов, которые представлены в табл. 4.3.

Реинжиниринг бизнес-процессов

Реинжиниринг бизнес-процессов

Вышеперечисленные этапы реинжиниринга бизнес-процессов могут быть дополнены или сокращены предприятием в зависимости от того, какой тип реинжиниринга реализовывается. Но, несмотря на количество этапов данного процесса и их характеристику, бесспорным остается тот факт, что только комплексная и качественная реализация всех запланированных мероприятий проекта по реинжинирингу бизнес-процессов приведет к эффективным, и что самое главное, запланированным результатам.

Эффектом реинжиниринга, в случае успешной его реализации, будут радикальные изменения менеджмента предприятия, технологических основ протекания производственных и операционных процессов, значительное улучшение как финансовых, так и нефинансовых показателей деятельности.

Несмотря на то, что вектор экономического развития страны направлен на актуальность реинжиниринга, его инструменты используются российскими предприятиями крайне умеренно. Стоит отметить тот факт, что одним из серьезных недостатков реинжиниринга являются высокие риски, связанные с трансформациями на предприятии. По данным процент неудачно реализованных проектов по реинжинирингу бизнеспроцессов российскими компаниями составляет около 50–70 %.

Причины таких высоких процентов неудачных реинжиниринговых проектов различны, к некоторым из них можно отнести следующи:

  • направленность на незначительное совершенствование, а не на перепроектирование;
  • концентрация на реорганизации структурных подразделений, без особых изменений протекающих в них процессов, или наоборот фокусировка на трансформации бизнес-процессов, пренебрегая перестройкой организационной основы подразделений;
  • преждевременное завершение реинжиниринга при достижении успеха или наступлении провала на начальных этапах;
  • использование устаревших методов управления и принципов организационной культуры, не отвечающим современным тенденциям развития экономики страны;
  • сопротивление сотрудников преобразованиям в организации;
  • команда проекта по проведению реинжиниринга не имеет соответствующей квалификации;
  • недостаточное ресурсное обеспечение;
  • проведение реинжиниринга совпадает с реализацией других стратегических или инновационных проектов.

Перечисленные причины приводят к тому, что цели реинжиниринга не будут достигнуты, общая эффективность бизнеса будет иметь тенденции к снижению под воздействием быстроменяющихся потребностей клиентов, и усиления давления со стороны конкурентов.

Эффектом реинжиниринга бизнес-процессов может стать значительное улучшение показателей деятельности предприятия, к которым можно отнести: сокращение длительности технологических циклов, рост оборачиваемости капитала, оптимизация ресурсов, рост показателей результативности, построение бизнес-процессов, гибко реагируемых на изменения во внешней вреде и, следовательно, повышения качества обслуживания потребителей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)