Основные этапы жизненного цикла продукта

Анализ и планирование продуктового ряда продуктов и услуг осуществляется на базе концепции жизненного цикла продукта. Согласно этой концепции продукт, в том числе и инновационный, проходит ряд последовательных стадий на рыночном сегменте: внедрение и продвижение на рынок, растущее позиционирование, стагнация, спад и уход с рынка (Рисунок 18).

Основные этапы жизненного цикла продукта

Внедрение продукта на рынок

На этой стадии корпоративный или банковский институт впервые предлагает свой продукт целевой аудитории. Как правило, разработка, проектирование и продвижение продукта на рынок связано со значительными маркетинговыми расходами и продуктивной деятельностью по формированию широкой осведомленности о продукте среди потенциальных потребителей.

Основным конкурентным преимуществом на этой стадии является создание привлекательного образа нового продукта в глазах потребителей, что позволяет проводить более интенсивно экспансионистскую политику в области продукта и цен.

Растущее позиционирование

На этой стадии происходит бурный рост объемов продаж, величина коммерческой прибыли и дохода достигает максимальной величины. Наряду с этим на стадии роста отмечается усиление конкуренции, поэтому все усилия продавца направлены на дальнейшее внедрение продукта на рынок, а также сохранением за ним сегментной ниши.

В тоже время, менеджмент стремится расширить сферу сбыта продукта и проникнуть в новые рыночные сегменты. Такой подход позволяет удерживать достигнутый объем продаж и прибыли, а также направлен на привлечение новых потребителей.

Стагнация

На этом этапе происходит замедление роста объемов продаж и устанавливается стабилизация.

Это происходит за счет совокупного действия следующих факторов:

  • в момент насыщения рынка продуктом предпочтения и потребности покупателей изменяются;
  • на рынке появляется более совершенная услуга или продукт, обладающая инновационными параметрами, которые отвечают потребительским предпочтениям;
  • на корпорацию оказывается конкурентное давления со стороны участников рынка, которое снижает конкурентные преимущества продаваемого продукта или услуги;
  • продукт или услуга становится недостаточно рентабельной для производителя и продавца в виду появления новых возможностей более эффективного вложения капитала.

Основные усилия менеджмента корпорации направлены на удержание своего рыночного сегмент. Возможное увеличение объема продаж может произойти за счет дополнительных затрат по модернизации продукта и приданию
ему новых характеристик и потребительских свойств.

Спад и уход с рынка

Стадия спада связана с устойчивым падением объемов сбыта и резким сокращением объемов получаемых доходов и прибыли. Сохранение в ассортиментном ряду продуктов услуг, вступивших в стадию спада, представляется крайне невыгодным.

В отношении невостребованных продуктов и услуг можно применить механизмы технологической и маркетинговой модификации, то есть предложить целевой аудитории инновационный вариант имеющегося продукта и тогда он репозиционируется на рынке по повторному жизненному циклу.

При отсутствии потребительского спроса, снижению цены до величины отрицательной маржи продукт завершает свой жизненный цикл уходом с рынка. Изучение этапов жизненного цикла продуктов и услуг позволяет принять верное стратегическое решение не только в рамках продуктовой, но и инновационной деятельности банка.

Однако какие бы усилия корпоративный менеджмент ни прилагал для эффективной работы, существует объективная необходимость в разработке инновационных продуктов и услуг. Особую роль в реализации продуктовой политики играет инновационная деятельность.

Концепция жизненного цикла продуктовой инновации имеет важное значение при планировании производства новых продуктов и услуг и организации инновационного процесса.

Планирование банковской инновации можно осуществлять на протяжении всего жизненного цикла инновации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)