Ориентир педагогической деятельности

Собственно педагогическое значение приобретают в определении целей, задач и содержания образования, в создании образовательной среды, в обозначении форм и методов взаимодействия и общения воспитателя и воспитанника, то есть когда идеи реализованы в определенные педагогические ориентиры индивидуального развития.

При определении этих ориентиров следует напомнить, что гуманистическая педагогика исходит из идеи открытости и неопределенности, в соответствии с которой невозможно однозначно определить успешность воспитательного воздействия.

Так как ни педагог, ни сам ученик не могут точно знать, что необходимо в данный момент для развития ученика, каким должно быть темп образовательной деятельности, и лишь только вместе, в процессе диалога, участники образовательного взаимодействия могут находить приближенные решения текущих проблем, позволяющие двигаться дальше.

И все же, гуманистическая педагогика как реальная педагогическая действительность не может обойтись без объективно существующих, воспринимаемых и оцениваемых обобщенных качественных ориентиров, которые и определяют принципиальную сущность гуманистических направлений в сфере образования.

Первым среди подобных ориентиров следует обозначить иммунитет и поддержание жизненного ресурса – витальное свойство человека как живого существа. Жизненный ресурс обобщенно можно представить в виде пяти компонентов.

К ним относятся:

  • энергия (питание и информационно–смысловое поле);
  • временная составляющая (возраст и резерв жизненного времени);
  • природные преимущества (способности, состояние здоровья и т.п.);
  • технологические преимущества (доступность и степень владения орудиями и т.п.);
  • социальные преимущества (социальное окружение, образование, социальный статус и т.д.)

Под иммунитетом понимают способность человека противостоять действию повреждающих агентов, сохраняя свою биологическую целостность, психическое здоровье и социальную индивидуальность. Это защитный механизм, который можно рассматривать на разных уровнях его актуализации: физиологическом, психологическом и социальном.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)