Ориентир отношения заботы и доверия

В качестве педагогических ориентиров здесь можно обозначить такой качественный показатель, как отношение заботы и доверия, что предполагает, с одной стороны, проявление благоговения перед жизнью, взаимной заботы педагогов и воспитанников, умений противостоять «неродственной среде», совместной заботы об окружающей жизни.

А с другой стороны, его элементом является свободная воля каждого из участников образовательного процесса и ее признание со стороны всех других участников.

Отношение заботы и доверия принципиально конструктивно, так как оно позволяет создавать атмосферу «приватности – открытости» в отношениях педагога и обучаемого, в условиях которой и происходит «творение» и «вызревание» личности воспитанника. М.Бубер определил это качество как «включающее восприятие», когда отношение педагога к воспитаннику становится абсолютно бескорыстным, когда воспитанник видит, что педагог не преследует в отношении к нему собственных целей. Например, самоутвердится за счет ученика, получить очередную категорию или новую должность и т.п., и искренне принимает участие в его судьбе, когда обучаемый чувствует, что он стал частью жизни учителя, который заинтересован в его человеческом благополучии, когда воспитанник чувствует, что в нем видят человека, достойного уважения.

Забота, взаимопонимание и доверие предполагают проявление эмоциональной отзывчивости, взаимоподдержки, сочувствия состоянию близкого человека.

Эта установка проявляется в ориентации образования на создание благоприятных условий для аутентичного общения и взаимодействия всех участников педагогического процесса.

Однако для того, чтобы создать атмосферу равноправного общения, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый его участник обладал определенной психологической культурой, основные положения которой можно свести к следующим элементам:

  • расположенность к принятию другого человека таким, каков он есть;
  • ценностно – смысловое равенство педагога и обучаемого;
  • умение понимать других людей и верно оценивать их действия в ходе общения;
  • способность адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние;
  • понимание или невраждебное отношение к юмору;
  • способность устанавливать и поддерживать тесные, глубокие личные связи избирательного характера.

Комплексным показателем подобной психологической культуры может служить проявление «эмоциональной отзывчивости» (эмпатии). Эмоциональная отзывчивость, выступая еще одним из принципиальных ориентиров в гуманистической педагогике.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)