Ориентир рефлексивности и личностного участия

Рефлексивность воспитанника, как ориентир педагогической деятельности, можно обозначить как способность человека выходить за пределы собственного «я», осмысливать, изучать, анализировать что-либо посредством сравнения образа своего «я» с какими-либо событиями, личностями, спекулятивными обобщениями.

Интересно
Рефлексивность – это как умение конструировать и удерживать образ своего «я» в контексте переживаемого события, и как установку по отношению к самому себе в плане своих возможностей, способностей, социальной значимости, самоуважения, самоутверждения, стремления сохранить или повысить самооценку и общественный статус.

Ориентация образования на индивидуальное развитие человека предполагает создание образовательной среды, способствующей его самоактуализации, под которой понимают полное, живое и бескорыстное переживание жизни с полным сосредоточением и погруженностью в нее.

Феномен самоактуализации объясняется тем, что человек всегда уже есть нечто, у него имеется собственное «я», и нужно предоставить возможность этому «я» проявляться и за рамками сложившихся традиций, шаблонов, мнений старших и окружающих людей.

Самоактуализация – это процесс «оживления» своих возможностей, сопряженный с высшими переживаниями; это мгновения душевного напряжения, которые не могут быть предвосхищены.

Гуманистическая педагогика рассматривает феномен самоактуализации через призму совершенствования и проявления личностного участия, позитивной самореализации и осмысленности человеком собственной жизнедеятельности.

Ориентация на эти качества в педагогической деятельности позволяет человеку актуализировать свое бытие и самореализоваться без ущерба для других, как по отношению к людям, так и в отношении к окружающему миру.

Отношение личностного участия отражает, с одной стороны, социальный аспект образования – самоидентификацию, отождествление самого себя с тем, что человек считает относящимся к нему.

С другой – субъективную позицию в педагогическом процессе, связанную с внутренними побуждениями к имеющимся и новым формам и содержанию деятельности.

Интересно
Актуализации этого отношения способствуют такие условия школьной жизни, которые позволяют человеку участвовать в определении целей, содержания и средств совместной жизнедеятельности, в совместном принятии решений, отстаивать свои оценочные суждения и влиять на ход и характер образовательной деятельности.

Личностное участие предполагает, прежде всего, высокую степень внутренней автономии и личной ответственности, развитое чувство достоинства, позитивную оценку успешности своих действий, положительное отношение к своему участию в жизни сообщества, потребность события именно в данном сообществе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)