Организационные формы корпораций

Формирование и развитие рыночных институтов в России определяют динамику развития организационно-экономических форм управления капиталом. Некоторые специалисты связывают организационную форму корпорации только с конгломератом.

Однако, в результате корпорирования, в России, как и на Западе, сформировались и функционируют следующие организационные формы корпоративных образований.

Кoнцерн – самостоятельное предприятие, объединяющее посредством системы участия и персональных условий или каких-то иных условий для тесного производственного сотрудничества несколько предприятий.

Концерн в полной мере является интегрированной структурой, объединeнием предприятий, имеющих ограниченную самостоятельность, единое ядро собственности, контролирующий орган. Система управления концерном основана на использовании всeх компонентов менеджмента.

Термином «концерн» часто обозначают крупные промышленные корпорации, в составе которых, кaк правило, кредитно-финансовые учреждения, играющие второстепенную роль.

Концерн может быть создан в результате как горизонтального, так и вертикального объединения хозяйствующих субъектов c явно выраженным основным производственным ядром.

Интересно
B случае отраслевой диверсификации структурных единиц концерна он приобретает признаки конгломерата, где уровень специализации и кооперирования производства значительно ниже, чем в горизонтально и вертикально интегрированных концернах.

Правовое обеспечение единого управления концерном вытекает из принципа построения: материнская компания – дочерние фирмы (компании формально независимые от материнской и связанные договорными обязательствами c участниками концерна).

Концерном может также считаться группа так называемых связанных организаций, т.е. совместно участвующих и выступающих сторонами предпринимательского догoвора.

В случае диверсификации отраслевых структурных единиц концерна он приобретает признаки конгломерата, уровень специализации и кооперирования производства в котором значительно ниже, чем в горизонтально или вертикально интегрированных концернах.

Конгломерaт – это организационная форма интеграции компаний, объединяющая под едиными финансовым контролем целую сеть разнородных предприятии, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной или вертикальной интеграции.

Отметим основные особенности конгломератов:

  • интеграция в рамках данной организационной формы предприятий различных отраслей независимо от производственной общности. Объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства c основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания;
  • сохранение, как правило, юридической и производственно-хозяйственной самостоятельности объединяемых компаний, но при полной финансовой зависимости от головной компании;
  • децентрализация управления. Отделения конгломератов пользуются существенно большей свободой и автономией во всех аспектах своей деятельности по сравнению c аналогичными структурными подразделениями традиционных диверсифицированных концернов;
  • использование в качестве основных рычагов управления финансово-экономических методов, косвенное регулирование деятельности подразделений со стороны стоящей во главе конгломерата холдинговой компании;
  • формирование, как правило, в структуре конгломерата особого финансового ядра, куда помимо холдинга (чистого холдинга) входят крупные финансовые и инвестиционные компании.

Холдинговая компания является юридическим лицом в форме акционерного общества или общества c ограниченной ответственностью, владеющего контрольным пакетом акций других компаний и выполняющего по отношению к ним контролирующие функции, – так называемый чистый холдинг.

Строго говоря, часто используемое понятие финансового, административного, патентного, лицензионного холдинга, холдинга по оказанию услуг и др. означает лишь соответствующие его функции; холдингом может быть любая компания, обладающая контрольными пакетами акций других компаний и соответственно осуществляющая централизованное руководство связанным капиталом нескольких компаний.

Главное отличие холдинга от концерна – отсутствие контрактов, соглашений как оснований для вхождения в объединение.

Поскольку холдинг является достаточно распространенной организационной формой корпораций, на основе изученной литературы мы можем представить классификацию холдингов по четырем основным признакам.

Организационные формы корпораций

Финансово-промышленные группы. Эта форма корпоративного образования, как правило, имеет четко выраженное финансовое ядро.

В Федеральном законе «О финансово-промышленных группах» дано следующее определение: «Финансово-промышленная группа — совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы…».

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает официальную регистрацию ФПГ, хотя фактически финансово- промышленные группы могут функционировать без регистрации.

В отличие от холдинга финансово-промышленная группа (ФПГ) — хозяйственное объединение, построенное не только на вертикальных, но и горизонтальных имущественных связях. Финансово-промышленные группы могут опираться на разнообразные корпоративные отношения — перекрестные владения, субхолдинги, договорные союзы.

В соответствии с законом организационную основу ФПГ создает центральная компания группы. Организационные принципы ФПГ фиксируются в многостороннем договоре участников ФПГ.

Интересно
Он определяет механизм принятия и исполнения управленческих решений, а также правомочия совета управляющих финансово-промышленной группы. Для регистрации группы необходим ее организационный проект. Объем и содержание проекта определяется Правительством РФ.

В проекте ФПГ описывается структурная схема группы и дается ее обоснование. Для ФПГ возможны горизонтальный и вертикальный принципы построения.

При разработке нормативной базы российских ФПГ была избрана модель, учитывающая японский опыт интеграции финансового и промышленного капитала. Так, совет управляющих ФПГ — прямой аналог директорских советов, действующих в финансово-промышленных группах Японии.

Первоначально в качестве ФПГ в России регистрировались горизонтальные объединения. Затем эта форма стала использоваться для вертикальных финансово-промышленных корпораций.

Регистрация финансовопромышленных групп — удобная основа альянсов договорного типа. Такие объединения известны в мировой практике как стратегические союзы (strategic alliances). Они формируются вокруг совместного проекта или долгосрочной программы стратегического сотрудничества.

Одновременно создается совместный координационный центр. Две или более российские коммерческие структуры могут образовать стратегическое партнерство, получить для него официальный статус и определенную государственную поддержку.

Многообразие организационных форм бизнеса, сфер деятельности субъектов рыночной экономики, непредсказуемость внешней среды, a также множество других факторов обусловливают создание кроме указанных выше и других типов корпоративных формирований.

Иногда эти объединения имеют короткий жизненный цикл, в других случаях их совместная деятельность длится годами и десятилетиями.

Тем не менее в мировом бизнесе известно много видов корпоративных формирований неформального, неуставного типа.

Основные цели таких объединений – создание условий для совместной согласованной деятельности на рынках, распределение зон влияния и квот, установление цен на товар, решение других проблем без нормативного, законодательного учреждения этих объединений в качестве юридического лица.

Стремление к выжиганию и повышению доходности единичных предприятии толкает к глобальному (иногда на мировом уровне) объединению национальных организаций, транснациональных корпораций и даже национальных отраслей экономики (например, нефтяной бизнес). Такие корпоративные формирования образуются в виде картелей.

Картель – это ограничивающее конкуренцию соглашение между предприятиями, кoторые юридически и экономически остаются самостоятельными. По своему содержанию картельные соглашения весьма разнообразны.

B частности, можно выделить: субмиссионный картeль – ставит своей целью получение входящими в нeгo предприятиями вовремя тeндеров при размещении государственных заказов в порядке очередности добавки за завышенные цены. Это достигается тем, что во время торгов все члены картеля из числа участвующих в них предлагают продукцию по чрезвычайно завышенной цене.

Часто картельным договором предусматриваются компенсационные платежи «победителей» тендера «проигравшим»:

  • картель, согласующий только единые условия продажи (но не цены), – устанавливает для всех предприятий- участников определенные договором условия относительно их гарантийных услуг, сроков поставок, условий оплаты и т.д.;
  • картель согласованных размеров скидок – определяет условия и размеры скидок для предприятий-участников;
  • картель минимальных цен – определяет цены, которые в процессе торговли не могут быть снижены;
  • квотовый картель – выделяет каждому члену картеля определенную квоту (долю) производства продукции, которая не может быть превышена, т.е. должно производиться лишь такое количество продукции, которое может быть реализовано при завышенных единых ценах. Кроме того, квотовый картель равномерно воздействует на все участвующие предприятия, заставляя их снижать избыточные производственные мощности. Превышение установленных производственных квот карается штрафом, определенным картельным договором. Однако превышения квот часто оставались незамеченными и квотовый картель в конце концов трансформировался либо вливался в синдикат;
  • региональный картель – соглашение между предприятиями о территориальном разделе рынка сбыта между продавцами, благодаря чему отдельный продавец становится монополистом в своем регионе;
  • экспортный картель – соглашение по условиям сбыта продукции на иностранных рынках;
  • импортный картель – соглашение импортеров внутри страны, направленное против иностранных фирм-экспортеров;
  • картель специализации – каждый его участник обязывается производить один определенный продукт или тип продуктов. Таким образом, каждый член картеля получает монопольное положение на рынке определенной продукции;
  • картель структурных кризисов – соглашение, которое должно обеспечить безболезненное свертывание производственных мощностей при устойчивом, но обусловленном конъюнктурой сокращении сбыта. Такого
    рода картельное соглашение заключается обычно во время циклических спадов производства, в условиях, когда баланс спроса и предложения на продукцию отрасли резко нарушен (имеются большие запасы непроданной продукции), цены падают ниже среднеотраслевой себестоимости и значительное число предприятий отрасли вынуждено прекратить производство.

В этом случае компании согласовывают между собой масштабы снижения производства и недогрузки мощностей до тех пор, пока избыток продукции не будет продан.

Таким образом, картели преследуют совершенно разные цели. Некоторые из них создаются с намерением добиться монопольной власти на рынке путем устранения конкурентов, другие – чтобы пробиться на новый рынок, третьи – чтобы выйти из кризиса и т.д.

То есть картели могут давать как позитивный, так и негативный экономический эффект, поэтому все процессы, связанные с образованием и деятельностью картелей, подлежат законодательному регулированию и прямому государственному контролю.

Прежде всего, это касается ограничения монопольного влияния картелей на рынках соответствующих товаров или услуг.

Формами ограничения в таких случаях становится государственная антимонопольная политика. Легальные картели оформляются законами о льготных режимах, устанавливающими ответственность обеих сторон и подлежат контролю в соответствии с законами.

В законе оговариваются конкретные мощности, объемы капиталовложений, виды и сроки действия льгот. По окончании срока льготы отменяются. Картель распускается, как только рыночные условия улучшаются и задача картеля выполнена.

Пул является также объединением картельного типа. От предыдущих объединений он отличается тем, что совместная деятельность входящих в него предприятий проявляется не только в распределении рынков сбыта, но и общей прибыли.

В этих целях вся прибыль объединяется как бы в общий котел, а затем в соответствии с ранее достигнутой договоренностью и принятой методикой распределяется между участниками пула.

Наиболее известными являются следующие виды пулов:

  1. Страховой пул создается для обеспечения страховой защиты крупных рисковых проектов, путем консолидации ресурсов нескольких страховых компаний.
  2. Биржевой пул объединяет финансовые средства, используемые для повышения или понижения курса акций на фондовой бирже и в спекулятивной игре на разнице в курсах.
  3. Инвестиционный пул — объединение инвесторов, направляющее свои инвестиции на финансирование конкретных объектов.
  4. Торговый пул обеспечивает накопление и задержку на складах какого-либо товара до момента, наиболее выгодного для его продажи по повышенным ценам в результате искусственно созданного дефицита.
  5. Патентный пул представляет собой соглашение отдельных компаний о взаимном использовании патента.

Участники патентного пула получают прибыль в соответствии с квотой, назначаемой при вступлении в пул и исчисляемой от суммы прибыли по всем включенным в соглашение патентам. Участники пула договариваются также и о форме передачи патентов и лицензий для использования заинтересованным участникам.

Объединение компаний в виде пулов имеет обычно достаточно временный характер и по сути является одной из форм монополистических объединений фирм.

Консорциум – временный союз юридически и хозяйственно независимых структур, который создаётся для совместного осуществления дорогостоящих проектов, финансирование крупных мероприятий, реализации целевых научно – технических или экономических программ и пр.

Консорциумы могут формироваться в составе различных субъектов. Например, банки, объединившись в консорциумы, проводят операции по размещению займов или акций и реализации других проектов.

Как правило, в рамках консорциума участниками не формируется никаких организационных структур, за исключением небольшого аппарата (например, совета директоров консорциума).

Участниками консорциума могут быть как государственные, так и частные предприятия: банки, производственные и торговые фирмы, научные центры, государственные (муниципальные) структуры.

Следует отметить, что фирмы могут одновременно входить в состав нескольких консорциумов и участвовать в осуществлении нескольких проектов.

Для реализации проекта избирается лидер консорциума в лице одного из банков, который координирует действия участников и получает за это проценты от общей прибыли.

Типичными для мировой практики являются несколько видов консорциумов:

  1. Банковский консорциум представляет собой временно организованную группу банков для совместного проведения кредитных, гарантийных или иных кредитно-финансовых операций, расширения сферы деятельности или выхода на новые рынки банковских услуг. Создание банковского консорциума преследует две цели: увеличение масштабов операций (путем концентрации ресурсов) и распределение рисков.
  2. Гарантийный консорциум представляет собой соглашение между несколькими компаниями различных видов деятельности, которое распределяет взятый ими на себя риск и обеспечивает его возмещение.
  3. Финансовый консорциум — временное соглашение, союз нескольких банков для проведения крупных финансовых операций, например, размещения займов. Финансовые консорциумы возглавляются, как правило, крупным банком или банковской монополией, которые подбирают участников соглашения, разрабатывают условия займа, занимаются юридическим оформлением документации, введением займов в биржевую котировку, размещают акции и облигации среди покупателей. Члены консорциума резервируют за собой право на получение комиссионного вознаграждения, размеры которого определяются долей их участия в размещении займа, суммой эмиссии акций или пропорционально сумме реализуемых консорциумом акций и других ценных бумаг.
  4. Подписной консорциум создается с целью гарантии реализации займа или размещения новых ценных бумаг. Финансовые и подписные консорциумы бывают временного и постоянного характера. Временные консорциумы образуются для размещения облигаций национальных и иностранных займов на сравнительно небольшие суммы, а также для осуществления краткосрочных сделок. Постоянные консорциумы обычно имеют дело с операциями по размещению займов определенной страны или группы стран, операциями с бумагами отдельных акционерных обществ для осуществления финансовых, коммерческих и инвестиционных операций значительного масштаба.
  5. Экспортный консорциум создается для содействия экспортным операциям входящих в него компаний.
    Консорциальная форма интеграции фирм обладает практически всеми преимуществами компании с юридической ответственностью, поэтому способна эффективно работать в рыночной среде и привлекать значительные объемы инвестиций для реализации капиталоемких проектов.

Как правило, консорциум создается для высококачественного исполнения срочных и дорогостоящих заказов и проектов, требующих консолидации усилий и средств научно-технических, производственных, обслуживающих и финансовых компаний, способных совместно решить поставленную задачу.

Как свидетельствует мировой опыт, наиболее привлекательной сферой деятельности консорциумов является совместная разработка месторождений полезных ископаемых (нефти, газа и пр.).

Синдикат – это объединение предприятий, в основном, одной отрасли основанное на соглашении о совместном сбыте продукции.

Его отличительная особенность в том, что предприятия, входящие в синдикат, теряют свою коммерческую самостоятельность, но сохраняют финансовую и юридическую.

Вопросами сбыта в синдикате занимается специально созданный орган, который распределяет произведенные на всех предприятиях синдиката товары на рынках и решения которого являются обязательными для исполнения.

Деятельность синдикатов, так же, как и картелей, ограничивают антимонопольные законы. Синдикаты функционируют в различных сферах бизнеса, в том числе, в непроизводственной.

Исходя из отмеченных особенностей, основной сферой распространения синдикатов являются отрасли с массовой однородной продукцией (горнодобывающей, металлургической, химической), а также банковско-финансовый сектор.

Интересно
В настоящее время развитие получили эмиссионные синдикаты, деятельность которых связана с выпуском и размещением ценных бумаг. Когда новый выпуск ценных бумаг слишком велик, он обращается к другим инвестиционным банкам с предложением о создании эмиссионного синдиката.

Трест предполагает такое объединение предприятий, при котором осуществляется сильная централизация управления, и участники полностью утрачивают производственно-коммерческую самостоятельность.

Принцип образования треста заключается в передаче контроля над ранее независимыми предприятиями через контрольный пакет акций или доверительный договор в доверительный совет. Акционеры в данном случае получают сертификат, дающий право на дивиденды, но не на право голоса.

В отличие от других видов объединений в тресте один собственник (юридическое лицо). Это самая жесткая из всех форм интеграции, поскольку объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не какая-либо сторона, как в картеле или синдикате.

Все объединяемые в трест фирмы подчиняются одной головной компании, осуществляющей единое оперативное руководство, как всем производственным комплексом, так и связанными с ним обслуживающими и торговыми фирмами.

От других видов объединений трест отличается сравнительной производственной однородностью деятельности, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции.

В силу чрезмерной централизации управленческих функций и, соответственно, не всегда целесообразного ограничения самостоятельности его участников, тресты в классической форме имеют малое распространение, однако в модифицированной форме присутствуют в мировой практике, хотя и не доминируют.

Тресты могут быть как отраслевые (классические), так и межотраслевые. Как классические тресты (тресты горизонтальной структуры), так и межотраслевые (тресты вертикальной структуры) обычно включают, наряду с производственными комплексами, торговые и обслуживающие предприятия, но не включают, как правило, финансовые организации.

Интересно
Трест имеет некоторую незавершенность процесса централизации капитала, выражающуюся в том, что общая прибыль, получаемая трестом, распределяется в соответствии с долевым участием отдельных предприятий, входящих в трест, что препятствует созданию централизованных фондов капитальных вложений.

В этом отношении трест является предшественником более высоких форм объединения предприятий, таких как концерн.

Ассоциации и союзы – объединения организаций в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. По договору между собой они могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

К числу основных видов деятельности ассоциации относятся:

  • разработка и содействие принятию законопроектов иных правовых актов;
  • сотрудничество с отечественными и зарубежными ассоциациями и другими объединениями;
  • содействие повышению профессионального уровня руководителей и специалистов- членов ассоциации, организация стажировки специалистов внутри страны и за рубежом;
  • организация семинаров, симпозиумов, конференций, выставок с целью установления деловых контактов, расширения рынка сбыта, обмена опытом;
  • представление и защита интересов финансово-промышленных и иных групп предприятий в органах власти;
  • участие в разработке законодательных инициатив по принципиальным вопросам функционирования финансово-промышленных групп и иных групп в Российской Федерации.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ.

Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы). Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренными учредительными документами.

Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слов «ассоциация» или «союз».

Виртуальные корпорации — это добровольная временная форма кооперации нескольких, как правило, независимых партнеров (предприятий, фирм, институтов, отдельных лиц), позволяющая, благодаря согласованным представлениям о содержании хозяйственного процесса, явно выраженной культуре доверия партнеров по кооперации и совместного использования ключевых компетенций в форме ресурсов и способностей, добиться желаемого результата эффективнее (лучше, дешевле, быстрее) гибче и с конкурентным преимуществом в международном масштабе.

Виртуальные корпорации действуют в пространстве виртуализации, которое включает в себя 4 категории (рис.1.2).

Виртуальные рынки, действующие в реальном масштабе времени, позволяют осуществлять торговлю, охватывающую весь мир, круглосуточно, в результате чего теряют смысл связанные с пространством и временем представления о рынке, а соответствующие услуги способствуют снижению издержек и росту эффективности торговли вообще и сбыта в частности, а также повышению удовлетворенности клиентов.

На этом рыночном пространстве осуществляются виртуальные покупки, банковские операции, обучение, виртуальные ярмарки, виртуальные издательства, электронная торговля и т.п.

Организационные формы корпораций

Виртуальное предприятие в принципе обладает теми же возможностями и потенциалом, что и традиционное, но у него нежестких институциональных и структурных рамок.

Поэтому, с точки зрения клиента, динамичная сеть выступает как единое предприятие, использующее возможности самых современных информационных и коммуникационных технологий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)