Определение социальной позиции HR-бренда

Интеграция в современную жизнь понятия корпоративной социальной ответственности стала для многих компаний катализатором для определения социальной позиции бренда, в целом.

Основываясь на ряде наблюдений, мы можем выделить 3 основных способа для HR-бренда выразить свою социальную позицию:

  1. Пассивная социальная позиция / неразвитая корпоративная социальная ответственность. Чаще встречается в ретроградных компаниях или в малом бизнесе, где коллектив сотрудников может включать в себя менее 10 человек. Не имея необходимых ресурсов и стратегических целей по развитию и репутационному менеджменту бренда работодателя, подобная компания уклоняется от участия в социально значимых проектах, не проявляет гражданских инициатив, не принимает участия в благотворительности и в некоторых случаях, даже нарушает трудовое законодательство, в области социальных выплат и социальных гарантий сотрудникам. В отличие от компаний, осознанно выбирающих путь «корпоративного эгоизма», такая компания не отличается стабильностью, а ее сотрудники не обладают необходимыми компетенциями для максимизации прибыли.
  2. Нейтральная / интегрирующая социальная позиция. Большинство современных российских компаний, даже не проявляя собственных инициатив в области КСО, охотно откликаются на предложения извне, но только при условии совпадения с их сферой деятельности. Такие компании успешно интегрируют КСО-проекты в основную деятельность, параллельно обучая и развивая своих сотрудников.
  3. Активная социальная позиция, выраженная в корпоративной миссии. Эффективная деятельность современных корпораций немыслима без социального позиционирования, выражающегося в формализации так называемой «корпоративной миссии».

В СССР в 1980 г. годы были обнародованы исследования, проводимые с целью выявления «миссии организации», где, в частности, говорилось, что компания должна четко представлять свои цели, базовые ценности своей деятельности.

Наиболее точно описывает социальный смысл корпоративной миссии исследователь Н.В. Тесакова: Миссия – это «предназначение компании, утверждение о смысле ее существования, которое может включать в себя описание и вневременной цели компании, основных средств ее достижения и ценностей фирмы.  Другими словами, миссия – это общественно значимая причина, оправдывающая существование конкретной компании в этом мире».

Интересно
Американский психолог Эдгар Шейн говорил о двух функциях корпоративной миссии. Основная миссия бренда озвучивает генеральное направление деятельности компании, латентная – миссия, позволяющая негласно решить дополнительные задачи, которые компания не считает нужным делать публичными.

Свою классификацию миссий предложила российский исследователь Т.О. Соломанидина, выделив четыре основных вида корпоративных миссий. Миссия «общечеловеческое предназначение» основана на стремлении компании проявлять заботу на любом уровне, повышая качество жизни общества и всех его членов, в рамках возможностей компании. Такая миссия может звучать, как «Изменить к лучшему повседневную жизнь простых людей» (ИКЕА).

Миссия «главная стратегическая цель» отличает амбициозные компании, стремящиеся либо к экспансии на рынке, либо к постоянному совершенствованию своей продукции, как, например, компания «Danone»: «Питание должно быть сбалансированным, полезным и разнообразным».

Миссия – «национальная идея» побуждает клиентов и сотрудников компании гордиться национальной принадлежностью бренда, проявлять патриотизм. Как, например, позиционирует себя пивной бренд Fosters: «Foster’s. australian for Beer/Foster’s. Австралиец для пивной компании».

Миссия – «рекламная акция». Эта миссия предполагает прямое продвижение товаров или услуг бренда: «Совершенствование рынка мгновенной фотографии и цифровой аппаратуры для удовлетворения растущей потребности людей запечатлевать лица друзей и родных, дорогие сердцу места и смешные моменты жизни» (Polaroid).

Американский ученый в областях исследования операций, теории систем и менеджмента Рассел Линкольн Акофф выделил несколько правил, которые необходимо соблюдать при создании корпоративной миссии:

  1. Задачи, сформулированные в миссии, должны быть измеримыми.
  2. Декларация миссии должна демонстрировать отличия компании от конкурентов, конкурентные преимущества.
  3. Миссия компании должна крупным планом представить обществу уникальную концепцию, применимо к тем видам деятельности, которыми занимается организация.
  4. Декларация о миссии должна быть релевантной всем заинтересованным группам, то есть, одинаково вовлекать линейных сотрудников и руководителей компании.
  5. Декларация о миссии должна быть вдохновляющей и захватывающей. Она должна побудить к выполнению миссии всех заинтересованных участников общего дела.

О том, как влияет правильно созданная и продекларированная миссия на формирование бренда работодателя и эффективность труда сотрудников, Акофф сказал так: «Искра видения способна заразить человека энтузиазмом даже относительно сомнительного предприятия…

Он пускается в работу ради идеи, побуждаемый таинственным стремлением к достижению невозможного. В том, что даже от слабого мерцания чего-то невероятного, трудного, отдаленного в человеке может разгореться «пожар» энтузиазма, и есть один из источников его жизненной энергии».

Таким образом, мы можем заключить, что корпоративная миссия помогает компании выразить и задекларировать свою социальную позицию, как по отношению к обществу, к внешнему миру, так и к сотрудникам компании – потенциальным и действующим.
Корпоративная миссия является неотъемлемой частью корпоративной культуры компании и системы корпоративных коммуникаций. Однако, социальную позицию HR-бренда определяет также фактор внешней и внутренней политики компании, часто являющийся фундаментом основания бренда работодателя.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)