Теория поколений как социологический инструмент профессионального распознавания личности в рекрутинге

Вопросы разности мировоззрения, ценностной ориентации, трудовой мотивации поколений изучались исследователями еще в начале прошлого века. Так, немецкий ученый Карл Мангейм в 1928 г. написал эссе «Das Problem der Generationen», что переводится как «Проблема поколений».

На английский язык эссе было переведено в 1952 г. Мангейм определял поколение как группу индивидов одного возраста, члены которой пережили примечательное историческое событие в течение определенного периода времени. Мангейм выделял 3 важных аспекта: «Положение поколения» (статус, место в обществе, которое занимают люди одного возраста), «Единство поколения» (осознание общности, групповая идентификация). Соответственно, мы можем предположить и влияние данных аспектов на профессиональную деятельность и профессиональное самоопределение представителей одного поколения.

Однако, широкое распространение именно в рекрутинге и в HRменеджменте, в целом, получила более поздняя теория – «Теория поколений» американских исследователей Нила Хоува и Уильяма Штрауса, появившаяся после выхода их первой книги «Поколения» в 1991 г.

Хоув и Штраус также обратились к историческим данным, проанализировав историю США и определив в ней определенную цикличную закономерность. По их теории, история развивается циклами по 80–90 лет. При этом один цикл состоит из четырех периодов, отличающихся набором ценностей и устоев.

Хоув и Штраус считают, что социальное поколение – это некая совокупность людей, рожденных в один двадцатилетний период и обладающих тремя общими критериями: возрастное положение в истории, что подразумевает под собой переживание одних и тех же исторических событий в примерно одинаковом возрасте, общие, единые верования и модели поведения и ощущение причастности к данному поколению.

Вскоре после выхода книги «Поколения», к ее авторам стали обращаться владельцы американских компаний, с запросом провести своего рода «аудит» коллектива сотрудников на предмет их принадлежности к разным поколениям – так началась «HR-карьера» Теории поколений.

Интересно
С развитием HR-технологий, «Теория поколений» стала использоваться все активнее в современных компаниях. На данный момент, в фокусе внимания «марчаров» будут представители 3 экономически активных поколений: X (рожденные в 1965–1982гг.), Y (годы рождения 1983 – 2000) и особенно, новое активное поколение Z (годы рождения 2000-2020).

По прогнозам экспертов, к концу 2020 года представители поколения Z будут составлять 24% мирового рынка рабочей силы, а поколения Y – 35%. Представители этих двух поколений сейчас находятся в центре внимания рекрутеров. Поколение Y или поколение «миллениалов», которые сейчас занимают посты менеджеров и топ-менеджеров в организациях, сформировалось в тот момент, когда Интернет вытеснил традиционные средства массовой информации.

Поэтому, их главными чертами можно назвать информированность, мобильность, независимость, креативность, работоспособность, социальную ответственность. Представители данного поколения требовательны к работодателю, для них имеют большое значение не только оплата и условия труда, но и корпоративная культура, этика, система коммуникаций.

Сотрудники поколения Z растут на «гаджетах», играх, мобильных приложениях, поэтому, лучше всего они воспринимают любую информацию в игровой форме. Для них будут эффективными методами обучения конкурсы, квизы, челленджи, микролернинги, вебинары, марафоны, короткие видеоуроки.

Представители поколения Z мобильны, динамичны, используют социальные сети в любое время суток, в связи с этим работодатель должен предусмотреть возможность быстрого отклика на вакансию из социальных сетей. Именно поэтому, в качестве эффективного инструмента социального рекрутинга часто используются чат-боты.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)