Обзор современной общественной науки. Введение

Многие из тех, кто сегодня интересуется исследованиями общественных отношений, наверняка узнают себя в Гидденсовской характеристике современной общественной науки.

Па меньшей мере с шестидесятых годов нашего века появилось, множество различных точек зрения, теорий и методов анализа различных общественных феноменов.

Дебаты между различными направлениями и внутри их часто вели к сумятице и неопределенности научного статуса общественных теорий, особенно в сравнении с более целостными естественными науками, где, по всей видимости, царят порядок и ясность.

Как для начинающего, так и для специалиста, многообразие общественных теорий влечет за собой потребность в обзоре, который, не будучи слишком упрощенным и поверхностным, мог бы охарактеризовать основные направления современной общественно-теоретической дискуссии.

Эта книга как раз и является попыткой дать обзор современных общественных теорий и введение в них. Разумеется, существует много методов, на каких могла бы строиться подобная вводно-обзорная книга.

Обычно в общественные теории вводят, представляя различных теоретиков, как в «классической» книге «Социологические теории», которой пользовались в преподавании вплоть до конца семидесятых, или как в более актуальной «Капитал, рациональность и социальная солидарность».

Другой часто встречающийся способ, — представить различные направления или традиции в рамках общественной науки. У таких подходов есть и преимущества, и недостатки.

Если представляются различные теоретики, то легко теряется соотношение и связи между ними. В то же время обзоры различных теоретических традиций легко могут превратиться в перечисление множества имен, которые распределяют по полочкам, не углубляясь в их существо.

Проблема заключается в том, что общественные теории развиваются как отдельными теоретиками, так и в теоретической, социальной и исторической связи.

Попытка рассмотреть переходы между теоретиком как отдельно взятым созидателем, и теми соотношениями, в которые он или она входят, могли бы явиться способом приближения к решению этой проблемы.

Строение этой книги — небольшой шаг по этому пути. Разделение на три различные части с заголовками «традиции», «направления» и «теоретики» подчеркивает значение как традиций, так и отдельных теоретиков в развитии общественной теории.

С другой стороны, теоретические традиции, столь же мало, как и другие традиции, существуют как данность. Они тоже создаются отдельными лицами, продолжаются, развиваются и изменяются их последователями.

Кроме того, в определенном смысле можно сказать, что традиции никогда не создаются основателем (основателями), но последователями. Это они развивают мысли и методы пионеров, и в этом смысле традиция создается теми, кто в ней творит.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)