Обзор банковского сектора в странах Скандинавии

Скандинавский банковский сектор характеризуется высокой степенью интеграции, что обусловлено защитной реакцией локальных финансовых групп на повышение международной конкуренции. Различные соглашения о сотрудничестве позволяют небольшим игрокам предлагать более широкий ассортимент продуктов, чем они могли бы самостоятельно предложить.

Национальные рынки региона являются сравнительно небольшими, что не позволяет найти приложение продукции компаний из других стран. Скандинавские банки в большинстве случаев ведут свою деятельность на территории домашнего региона и/или Балтийских стран.

В Дании, Норвегии и Финляндии после мирового финансового кризиса происходила консолидация финансового сектора, что подтверждает сокращение количества банков и одновременный рост совокупных активов за этот период. Количество банков в Швеции после кризиса наоборот выросло, что связано с более успешным FinTech развитием, повлекшим за собой рост поставщиков финансовых услуг, которые в результате стали банками. Финансовый сектор страны является самым масштабным в рамках Северной Европы, совокупные активы в 2017 году составили €1390, 4 млрд.

Банковский сектор Дании является устойчивым, и финансовые учреждения увеличили свою капитализацию после финансового кризиса 2008 года. Совокупные активы отрасли составили на 2017 год €1070,2 млрд. Общий коэффициент платежеспособности в датском банковском секторе в 2017 году составил 23,8%, что на 10 процентных пунктов выше, чем в 2008 году.

В конце 2017 года совокупные активы банковского сектора Норвегии составили около €631 млрд., что соответствует 190% от общего ВВП Норвегии. Однако, учитывая большое присутствие иностранных банков (рыночная доля филиалов иностранных банков составила 19% и 38% на розничном и внутреннем корпоративном рынке соответственно), общий объем активов по отношению к размеру экономики находится на заметно более низком уровне. В конце 2017 года совокупные активы банковского сектора Финляндии составили около 451,9 млрд. евро. Финансовая индустрия по прежнему оставалась крупным налогоплательщиком финской экономики. Корпоративный налоговый взнос в 2017 году составил €651 млн., т. е. 11% от общего годового дохода от корпоративного налога.

Интересно
Крупнейшие коммерческие банки в Дании – Danske Bank с долей рынка 28,67% на 2016 год, Nykredit Realkredit – 17,26%. Realkredit Danmark – 11,41%. Лидирующими банками Норвегии по состоянию на конец 2016 года на розничном рынке являются DNB (28%), SpareBank 1 Alliance (20%).

На корпоративном рынке большая доля рынка принадлежит DNB (31%), иностранным филиалам (21%) и SpareBank 1 Alliance (16%). Крупнейшими банками Швеции являются Swedbank, Handelsbanken, Nordea и SEB. На их долю приходится более 70% всех активов шведских банков. Объединенная капитализация четырех крупнейших банков Швеции выше, чем в Италии – с экономикой в три раза больше.

На финском банковском рынке доминируют четыре крупные группы, которые занимают 81,0% рынка. Самой большой группой является OP Financial, с долей рынка 35,5%. Вторая по величине Nordea с долей рынка 26,4%.

В январе 2017 года финская дочерняя компания Nordea объединилась со шведским головным офисом, став филиалом в Финляндии. К концу 2018 года Nordea завершила перевод своего головного офиса из Стокгольма в Хельсинки и стала первым всемирно значимым учреждением (G-SIB), расположенным в Финляндии. Danske Bank и Municipal Finance почти равны по балансу и рыночным долям, 9,5% и 9,6% соответственно. Danske Bank превратил свою финскую дочернюю компанию в филиал в Финляндии в конце 2017 года.

Группа EPSI Rating (независимая организация) провела 25 тыс. интервью в Скандинавском регионе для определения уровня доверия к банкам. По результатам опроса 2017 года растут местные различия в том, как клиенты из четырех стран Северной Европы оценивают свой опыт. Финляндия является страной с наибольшей степенью удовлетворённостью клиентов работой банковской сферы.

Интересно
Более 90% клиентов каждого банка считают, что они продолжат обслуживаться в данных финансовых учреждениях. Швеция имеет самую низкую степень удовлетворенности клиентов из всех Скандинавских странах. Банковская индустрия стран северной Европы все еще борется с проблемами доверия.

В основном это связано с сокращением количества филиалов. Возможность непосредственного общения способствовала созданию сильных устойчивых отношений с клиентами. Новое поколение банковских клиентов ищет хорошо известных, надежных поставщиков банковских услуг. Однако между маркетинговой риторикой и реальностью существует большой разрыв. Банковские услуги в наши дни доступны круглосуточно с помощью цифровых платформ, которыми девять из десяти банковских клиентов пользуются с большим удовлетворением. Однако цифровые клиентские интерфейсы не позволяют использовать преимущества личного взаимодействия. Отсутствие цифрового доверия препятствует процессам принятия клиентами решений.

Относительно низкая рентабельность и проблемы с безнадёжными кредитами – факторы, которые в значительной степени препятствуют процессам диджитализации во многих банках по всему миру. Если банк должен каждый день бороться за выживание, то разработка и реализация долгосрочный цифровой стратегии осложняется. Рассмотрим показатели рентабельности собственного капитала Североевропейских банков, представленные на рис. 4.1 с тем, чтобы оценить их доходность.

Обзор банковского сектора в странах Скандинавии

Рентабельность собственного капитала скандинавских банков была положительной в 2017 году и выше среднего значения для банков ЕС (7,1%). Отчасти это было поддержано низким уровнем неэффективных активов, и способностью расширять базу доходов вне основной банковской деятельности, особенно для управления активами. Что позволяет им осуществлять инвестиции в собственное цифровое развитие.

Интересно
Стоит отметить, что банковский сектор в Скандинавии перенес кризис 2008-2009 годов с наименьшими потерями по сравнению с другими странами Европы. Рентабельность собственного капитала банков Северной Европы (за исключением Дании) была одной из самых высоких (выше 4,8% – среднего значения по ЕС).

Именно эти страны испытали серьезный банковский кризис в начале 1990-х годов, тем самым придя к необходимости улучшения финансового регулирования и надзора. Были извлечены уроки о необходимости создания прочной системы управления во время кризиса, проведена оценка плюсов и минусов системы государственных гарантий для финансовых учреждений, и сделаны соответствующие выводы о необходимости принятия соответствующих мер предосторожности.

Рост прибыли после кризиса в первую очередь обусловлен более низкими затратами, избыточными доходами и более низкими уровнями обесценивания активов в связи с тем, что экономика вступила в фазу экспансии. Прибыль любых компаний зависит от уровня издержек, которые они несут. Проанализируем расходы банков Скандинавии, соответствующие данные представлены на рис. 4.2.

Обзор банковского сектора в странах Скандинавии

Издержки банков Скандинавии – одни из самых низких среди других Европейских стран. Это частично связано с процессом рационализации за последние десять лет, когда эксплуатационные расходы сократились вследствие непрерывного процесса, в ходе которого клиенты банковского бизнеса плавно переходили от физического взаимодействия с банковским персоналом к работе на цифровых платформах. Кроме того, влияние также оказывает эффект от масштаба большей концентрации банковского сектора.

На основе проведенных исследований можно заключить, что банковский сектор Скандинавии характеризуется относительно умеренной концентрацией. Высокая рентабельность повышает устойчивость скандинавской отрасли к разному роду рисков. Однако рентабельность может быть подвержена давлению со стороны возрастающей диджитализации. Повышение конкуренции на рынке платежных услуг может оказать негативное влияние на доход. Однако именно цифровые платформы позволили банкам экономить за счет высокой автоматизации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)