Общая характеристика образовательной модели В. А. Сухомлинского

В. А. Сухомлинский писал, что школа становится настоящим очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги, культ родного слова.

В Павлышской школе книге придавалось огромное значение. Личная библиотека самого В. А. Сухомлинского составляла 19 тысяч томов. Ею могли пользоваться и учителя, и ребята. Традиционный Праздник Книги, на котором принято было дарить друг другу книги, проходил в Павлышской школе 31 августа, накануне начала учебных занятий.

В. А. Сухомлинский высоко ценил роль сказки в личностном развитии ребенка и был уверен, что в каждом ребенке дремлет поэт, сказочник, надо только пробудить его.

В его школе ребята 6–8 лет сочиняли сказки, 8–9 лет — поэтические миниатюры, 10–11 — миниатюры прозаические.

В 12–14 — создавали сочинения на заданную тему, в 15– 17 — сами выбирали темы для своего эссе… Более тысячи сказок написал сам В. А. Сухомлинский. Сочиненное школьниками собрано в нескольких десятках томов. Традиционным стал в школе Праздник сказки…

В. А. Сухомлинский хотел, «чтобы все воспитанники были влюблены в науку, в школу, чтобы книга, интеллектуальные богатства стали главной страстью и главным интересом человека, сидящего за партой». В Павлышской школе работало около восьмидесяти кружков и объединений, которые вели учителя. Сухомлинский постоянно повторял:

«Ученики — увеличительное стекло незнания учителя».

И всячески поощрял стремление учителей учиться. Выпускники Павлышской школы поступали в самые престижные
учебные заведения.

В те годы, когда королевами наук были физика и математика, В. А. Сухомлинский одним из первых заговорил о важности гуманитарного образования.

«Очеловечивание знаний, одухотворенность преподавания благородными, возвышенными чувствами, — это, на мой взгляд, проблема номер один и в школьном, и в вузовском воспитании. Век математики, — слышишь на каждом шагу, век электроники, век космоса. Все это неплохие крылатые выражения, но они не отражают всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека — вот что главное…»

Общая характеристика образовательной модели В. А. Сухомлинского

В. А. Сухомлинский считал, что природа — могучий источник мысли и чувства. «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, — обращался Сухомлинский к учителям в своей книге “Сердце отдаю детям”, — и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами».

Интересно
Природа дает ребенку возможность остаться наедине со своими мыслями и чувствами. «Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение — одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное… Среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать».

Дети, которых учил В. А. Сухомлинский, пережили трагедию войны. Он мечтал «выпрямить согнутую горем, несчастьем, страданием, злом, невежеством родителей душу ребенка». И учитель каждое утро стал водить ребят в лес, в степь встречать рассвет. Он был убежден, что природа лечит душу. «В тихое майское утро собрались мы в школе.

До восхода солнца пришли на опушку леса. Это был мой любимый уголок, с этого места открывается чудесный вид на большой пруд, в зеркале которого отражается вся игра красок рождающегося дня. Сели на траву. С волнением я ожидал, как откликнутся детские сердца на изумительную красоту утренней зари. Я рассказал детям сказку, родившуюся в моей голове здесь же.

— Где-то далеко, за горами и морями, живет Волшебник. Он — Творец Красоты. Он счастлив только тогда, когда его красоте радуются люди. Он добр. Каждую ночь он вспахивает большое поле и сеет на нем маки. К рассвету маки расцветают. Огромное, безграничное поле маков — вот что такое розовое небо, которое вы видите, дети. Видите, как играет, трепещет солнечный луч на каждом маковом лепестке… Дети слушали, затаив дыхание…»

Какой поэтичный (и духовный, хотя сам В. А. Сухомлинский тогда об этом, конечно, не думал) образ! И как раскрывается в этом эпизоде сам В. А. Сухомлинский — человек с глубокой, нежной душой поэта. Человек, славящий Творца — Бога…

В личностно-ориентированной педагогике можно выделить два основополагающих аспекта, определяющих функционирование друг друга:

  • направленность педагога на личностную модель построения взаимодействия с воспитанниками;
  • построение процесса обучения и воспитания с максимальным задействованием механизмов функционирования личности обучающегося (мотиваций, ценностей, субъективного опыта и т. п.).

Из любви к природе родного края вырастает чувство любви к Родине. А это — «самое чистое и самое тонкое, самое возвышенное и самое сильное, самое нежное и самое беспощадное, самое ласковое и самое грозное чувство. Тот, кто по-настоящему любит Родину, — во всех отношениях настоящий человек…»

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)