Область изучения финансового менеджмента и базовые предпосылки об участниках процесса принятия решений

Финансовый менеджмент компании объединяет принципы, правила и практические рекомендации в области финансового анализа деятельности и в области принятия инвестиционно-финансовых решений на уровне частнохозяйствующих субъектов рынка.

Для академических исследований в области финансового менеджмента важны вопросы применимости положений и рекомендаций, разработанных для хорошо функционирующих рынков капитала (развитых экономик), к несовершенным экономическим системам (переходным экономикам, развивающимся рынкам капитала) и выявление особенностей анализа, целеполагания и принятия решений на этих рынках.

Также важно выявление различий в области реализации рекомендаций финансовой теории компаниям различных организационно-правовых форм реализации бизнеса, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, использующих сложную финансовую структуру (наличие нескольких центров дохода, затрат и прибыли). Важны рекомендации по финансовому управлению с учетом формируемой в компании бизнес-культуры и стиля управления.

Традиционно проблематика финансового менеджмента ориентирована на монопродуктовые коммерческие фирмы (компании), работающие в рыночной среде. С учетом специфики деятельности (государственного регулирования, учета, а соответственно, анализа и управления) ряда отраслей принято выделять финансовый менеджмент в финансовых и нефинансовых организациях. Большая часть литературы в области финансового менеджмента посвящена вопросам анализа и принятия решений в нефинансовых организациях (производственные, торговые, строительные компании).

На примере нефинансовых коммерческих компаний, работающих в рыночной среде, показаны особенности реализации базовых принципов и положений финансовой экономики в преломлении управленческих теорий и концепций. Отдельно принято рассматривать проблематику финансового менеджмента в «сложно построенных» компаниях, например холдингах или транснациональных компаниях, где большую роль играют вопросы формирования и функционирования внутреннего рынка капитала (включая трансфертное ценообразование), учет валютных рисков. В академической и учебной литературе можно найти также интересные наработки и в области финансового менеджмента некоммерческих организаций.

Положения и выводы финансового менеджмента строятся на определенном видении внешнего окружения компании (и рынка в целом, и конкурентов данного предприятия), целей рассматриваемого субъекта хозяйствования и применяемых им механизмов. Финансовый менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных концепций, сформулированных в теории финансов и менеджмента.

Концепция — определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления, который позволяет сконструировать разумные рамки, определяющие сущность явления и его направления развития.

Базовое положение современной теории организации — понимание того, что цели фирмы являются проекцией интересов основных ее стейкхолдеров, включая мотивы и стимулы топ-менеджмента (высшего руководства).

Стейкхолдеры (stakeholders) фирмы — это заинтересованные группы (рис. 1.1), которые неразрывно связаны с функционированием компании на рынке. Без них компания не может обойтись; они именно благодаря компании реализуют свои жизненные цели и получают денежные и иные выгоды.

 


Ресурсная концепция менеджмента подразумевает, что каждый стейкхолдер обладает важным для компании ресурсом. В финансовом менеджменте принято выделять:

  • финансовые стейкхолдеры (инвесторы компании, которые представлены финансовыми кредиторами и собственниками — владельцами собственного капитала);
  • нефинансовые стейкхолдеры (персонал, контрагенты — поставщики и покупатели, государство, топ-менеджмент).

Финансовые стейкхолдеры предоставляют компании финансовый капитал (деньги, которые затем материализуются в те или иные активы (как долгосрочные, так и краткосрочные) — здания, оборудование, транспортные средства, закупаемое сырье и материалы и т.п.). Основная особенность финансовых ресурсов — возможность их прямой конвертации в иные виды ресурсов.

Специфическая роль в группе финансовых стейкхолдеров отводится членам совета директоров публичных компаний с распыленной структурой собственности, которая связана с тем, что совет директоров (наблюдательный совет) фактически обладает собственным набором мотивов и стимулов в принятии решений, которые не совпадают с интересами и рисками миноритарных акционеров, а также мажоритариев-аутсайдеров. Отличаются эти интересы и от интересов топ-менеджмента компании.

В традиционной (так называемой старой) экономике основная область вложения финансовых ресурсов — материальные активы (оборудование и т.п.) и такие формы нематериальных активов, как лицензии на разработку природных ресурсов, различные права и патенты. Имен-но эти активы позволяли компаниям в ХХ в. достигать конкурентных преимуществ. К концу ХХ в. ситуация несколько изменилась.

Интересно
В компаниях сферы услуг, особенно высокоинтеллектуальных, на первое место по значимости выходят нефинансовые ресурсы, связанные с отношениями, технологиями управления. Однако следует иметь в виду, что создание, привлечение и удержание таких ресурсов зачастую требует больших вложений денежных средств, поэтому в финансовом менеджменте появляются новые области анализа, связанные с сопоставлением затрат на создание таких ресурсов и получаемых выгод.

Из-за высокой гибкости финансовых ресурсов для компании на всех стадиях ее развития важен именно финансовый капитал и его владельцы — финансовые стейкхолдеры. Нефинансовые стейкхолдеры — держатели иных ресурсов, например, такого важного на развивающихся рынках ресурса, как административный. Другие примеры ресурсов нефинансовых стейкхолдеров — ресурсы отношений с теми или иными субъектами рынка, включая знание рынка, вкусов потребителей, связи с контрагентами (поставщиками и крупными покупателями-заказчиками), лицензии и права.

Еще один вид нефинансовых ресурсов компании — технологические ресурсы производства (способности соединять отдельные элементы материального мира, например, производственные активы). Особенно важны инновационные технологические ресурсы как способности соединять элементы материального и духовного мира особым, новым, более эффективным способом. И, наконец, еще один вид нефинансовых ресурсов — организационные ресурсы (технологии управления), под которыми понимают способности достигать объединения труда людей.

Объединенные под одной крышей, соединенные вместе в компании разнообразные нефинансовые ресурсы трактуются как интеллектуальный капитал компании. Под интеллектуальным капиталом понимают имеющиеся у компании бренды, торговые марки, управленческие и технологические новации, налаженные связи с поставщиками и потребителями, и даже так называемый административный ресурс.

Поставщики интеллектуального капитала — работники и наемный менеджмент как носители специфических (важных для компании) знаний и компетенций, предпринимательских способностей. Как и собственники финансового капитала, носители интеллектуального капитала требуют законодательной защиты своего вклада, подталкивают к легализации новых форм взаимоотношений между основными участниками деятельности компании.

Еще один выделяемый в компании вид капитала — социальный. Под ним в академической литературе понимают сложившиеся социальные связи компании в обществе, которые базируются на доверии и признании заслуг.

Таким образом, компания в финансовом менеджменте рассматривается как организация, соединяющая различные ресурсы (финансовые и интеллектуальные) для достижения своих целей.

Стратегические ресурсы фирмы — все элементы материального и духовного мира, которые являются доступными и мобильными (способными меняться) для фирмы в достижении ее целей, включая поддержание и развитие конкурентной позиции на рынке.

Понимание значимости для функционирования компании наличия разных групп — носителей ресурсов с разными мотивами поведения, стимулами к передаче ресурсов компании и, как следствие, с разными интересами по отношению к компании и возможностями влияния на принятие решений по поводу ее функционирования (стратегии и тактики) — основа для формирования базовых положений финансового менеджмента.

Конфликты между этими заинтересованными группами (часто называемые в академической литературе агентскими конфликтами (agency conflict)) зачастую позволяют объяснить специфику принятия решений в тех или иных ситуациях.

Базовое положение финансового менеджмента — цели фирмы могут быть представлены как специфические формы возмещения прямых и альтернативных (opportunity) затрат (costs) каждой группы стейкхолдеров. Именно для гармонизации разнонаправленных интересов ее стейкхолдеров для каждой фирмы важна разработка стратегии развития.

Значимыми стратегическими ресурсами являются финансовые и интеллектуальные ресурсы, соответственно принято выделять для компании привлечение финансового и интеллектуального капитала. У каждого из этих видов капитала компании есть свои владельцы, имеющие свои наборы интересов.

Для построения финансового управления в компании необходимы:

  • понимание мотивов и стимулов различных экономических субъектов рынка (стейкхолдеров рассматриваемого бизнеса) в области принятия управленческих решений (включая инвестиционно-финансовые решения);
  • умение диагностировать финансовые проблемы компаний с учетом сложившегося внешнего окружения (правовой среды, финансового рынка) и стадии жизненного цикла — как уже фиксируемые, так и потенциальные (недостаток денежных средств для реализации основной деятельности, для инвестиционных проектов, невозможность расплатиться по обязательствам);
  • навыки построения финансовой модели компании (прогнозирование натуральных показателей деятельности компании и перевод их в финансовые (денежные) оценки в терминах выручки, прибыли, денежного потока с возможностью диагностирования влияния изменений факторов внешней среды на значимые для бизнеса финансовые результаты (поддержание ликвидности, доходности, наращивания рыночной стоимости бизнеса);
  • умение проводить анализ эффективности отдельных инвестиционных и финансовых решений (по структуре капитала, дивидендной политике, видам привлечения нового капитала и выстраиваниям схем погашения).

Стратегическое видение фирмы — это не просто долгосрочный план развития (на 5—10 лет). Это в первую очередь согласованное понимание и принятие целей (направлений) роста компании, изменения ее положения на рынке и признание возможности для каждого стейкхолдера удовлетворения их собственных интересов без ущемления интересов других заинтересованных групп. Для анализа проблем фирмы и выработки решений важно понимать интересы доминирующих стейкхолдеров, а также соответствие принимаемых и декларируемых целей этим интересам.

На разных этапах развития компании (при движении по жизненному циклу компании) значимость отдельных ресурсов меняется, соответственно меняется и роль (доминирование) тех или иных групп стейкхолдеров, меняются цели и задачи (реперные точки) в развитии компании. Изменяются и акценты в финансовой аналитике.

На разных этапах развития компании возникают специфические финансовые проблемы, связанные с обеспечением кругооборота денег, включая привлечение и инвестирование финансовых ресурсов. Значимость тех или иных финансовых показателей меняется, происходят подвижки в использовании финансовых инструментов. Все эти изменения — предмет изучения финансового менеджмента.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)