Рекомендации по выстраиванию взаимоотношений с рынком капитала

Для диагностирования качественной работы компании с инвесторами (построения IR) финансовым сообществом выработано несколько важных принципов.

Принцип 1 — полное и объективное раскрытие информации. Достоверная информация о финансовом состоянии компании и перспективах развития, потенциальных рисках (включая финансовые, налоговые) позволяет компании убедительно выглядеть в глазах инвесторов. Главный тезис, которого должен придерживаться финансовый директор: «поддерживать доверие инвесторов, несмотря на имеющее место финансовое состояние компании».

Положительными сигналами рынку являются: своевременная аудированная публичная отчетность в российских и международных стандартах, регулярные информационные меморандумы, понятность стратегии, включая финансовую, прозрачная структура активов и денежных потоков, наличие аудитора с известным именем и аудиторского комитета в совете директоров с компетентными членами.

Важно обеспечить поддержку раскрываемой стратегии развития четкими финансовыми показателями, прежде всего в терминах денежного потока, инвестиционных затрат и механизмов риск-менеджмента. Так как финансовые показатели часто «запаздывают», то важна система финансовых и нефинансовых показателей, диагностирующих возможность генерировать достаточную с точки зрения эффективности прибыль с приемлемым уровнем риска и поддерживать ликвидность.

Обязательно включать информацию, позволяющую строить прогнозы и формировать представления о будущем компании, а именно:

  • о конкурентных возможностях;
  • факторах неопределенности и риска;
  • ключевых тенденциях в рамках развиваемых сегментов деятельности;
  • критических факторах успеха.

Вопросы прозрачности, достаточности и своевременности информации, поступающей от компании, выходят на первый план в современном мире. Это касается не только публичных компаний. Любая информация о событиях в компании, объективная или ложная, с помощью Интернета мгновенно распространяется по миру и достаточно быстро может привести к уничтожению стоимости. Собственники, понимающие важность поддержания подлинной стоимости на рынке, прилагают большие усилия по формированию в головах всех заинтересованных групп правильной «картинки» компании.

Значительную роль в качестве предоставляемой информации играют страновые стандарты и культура работы с инвесторами. С конца 1990-х гг. один из крупнейших мировых аудиторов и консультантов — компания PricewaterhouseCoopers рассчитывает страновой индекс непрозрачности (opacity index), который отражает степень качества раскрываемой информации в разрезе стран.

В компании учитываются пять факторов с равными весами: уровень коррупции в стране, правовая (законодательная и исполнительная) защита прав заинтересованных в работе компании лиц, непрозрачность общеэкономической и политической информации, информации по компаниям (в рамках стандартов учета и по корпоративному управлению), раскрытие потенциальных рисков.

Ряд информационных и аналитических компаний профессионально занимаются разработкой рейтингов прозрачности в рамках отдельных компаний глобального рынка, а также национальных границ.

Наиболее известен рейтинг Transparency&Disclosure Index агентства Standard&Poor’s, который публикуется ежегодно. В таблице 26.1 показаны оценки, выставленные за 2004—2005 гг. по 100-балльной шкале для 25 российских компаний.

Принцип 2 — переход на систему управления стоимостью компании (VBM).

Применение этой системы и поддерживающих ее принципов: активного управления инвестиционным портфелем (VBI), управления ожиданиями (EBM) — позволят компании с учетом изменений

на внешнем рынке сформировать стратегию развития, сделать ее понятной для инвесторов, использовать в росте капитализации складывающиеся на рынке разрывы в ожиданиях. Как часть коммуникационного блока работы компании рекомендуется дополнять стандартную финансовую отчетность новыми финансовыми формами, например отчетом о создании стоимости (value reporting) или отчетом об экономической прибыли, включая публикацию ожидаемых значений. Многие бизнес-консультанты разрабатывают собственные методики раскрытия финансовой информации. Например, интересна методика Value ReportingТМ компании PwC.

Новые формы отчетности могут включать в себя:

«Отчет о финансовом результате для собственников», который в общем виде представлен как операционный свободный поток денежных средств на собственный капитал (оperating free cash flow to equity, ОFCFE), созданный для акционеров в основной деятельности:

«Отчет об экономической прибыли».

Принцип 3 — создание новой модели раскрытия информации. Данная модель (поддерживающая концепцию VBM) включает в себя внешний блок (область аналитики внешнего окружения) и внутренние решения компании.

Традиционно внешний блок базируется на следующем анализе: влияние на положение компании макроэкономических и отраслевых тенденций, изменение условий конкуренции, государственного регулирования.

Внутренний блок могут формировать следующие элементы: целевые стоимостные показатели (темп роста рыночной капитализации, спред или индекс эффективности, доходность инвесторов (TSR) или бизнеса (TBR), ключевые факторы создания стоимости по сегментам деятельности (например, потребители и их лояльность, логистические сети, качество персонала), оценки интеллектуального и социального капитала.

Принцип 4 — понятность информации. Следует иметь в виду, что для инвесторов понятие «профильные активы» имеет относительное значение, более связанное с обоснованной стратегией компании, чем с незыблемостью развития компании в выбранной отрасли. Здесь целесообразно руководствоваться положением У. Баффета, который считает, что инвестировать значительные средства в упадочную отрасль— то же самое, что сражаться с зыбучими песками.

Принцип 5 — не экономить на статьях расходов, создающих интеллектуальный капитал компании и мнение о месте компании на рынке. Речь идет прежде всего о персонале и топ-менеджменте. Информация о вознаграждении членов совета директоров, ключевых фигурах в управлении компанией (обычно пять-семь первых лиц) должна быть доступна для инвесторов.

Рекомендуется раскрывать как общую сумму денежного вознаграждения и социальных льгот, так и структуру финансового пакета и факторы, определяющие его размер. Кроме того, успешно работающие компании ценят и дорожат мнением ведущих аналитиков финансового рынка, создают для них возможности для комфортной работы.

Принцип 6 — диверсификация инвесторов. Успешные компании диверсифицируют не только активы, но и инвесторов. Разнообразие источников финансирования, структурированные долги, активная работа на публичном рынке капитала с прозрачной кредитной историей привлекает долгосрочных инвесторов взамен спекулятивных.

Конкуренция на рынке за финансовые активы компании создает финансовую гибкость, т.е. возможность быстрого привлечения капитала по адекватной риску цене и возможность реинвестирования капитала при изменении ситуации на рынке.

Положительным сигналом на российском рынке является наличие иностранных инвесторов, которые более тщательно проводят отбор объектов инвестирования и жестко отслеживают соблюдение норм корпоративного управления и деловой этики.

Принцип 7 — формирование сходного по интересам контингента инвесторов-собственников. Эмпирические исследования показывают, что семейные компании работают эффективнее, чем компании, объединяющие разнородную массу акционеров; это выражается в более высоких финансовых показателях, а также в превалировании по темпу роста акций семейных компаний.

Главная причина такого положения видится аналитикам в единстве целей руководства и собственников, так как семьи стремятся сохранить, приумножить и передать по наследству активы во владении.

Актуальность анализа структуры собственности в финансовой аналитике особенно проявляется на развивающихся рынках капитала (включая страны с переходной экономикой). Это связано с тем, что традиционно рассматриваемый агентский конфликт интересов «собственник — менеджер» на развивающихся рынках с высокой концентрацией собственности часто трансформируется в конфликт «собственник — инсайдер — собственник — аутсайдер».

Немалую роль на принятие решений оказывает и государство, которое также часто является одним из собственников и не всегда при наличии большой доли владения обладает фактическим контролем. Таким образом, подчеркивается расхождение выгод, получаемых от владения собственностью и наличия корпоративного контроля (private benefits of control).

Практическим выражением значимости структуры собственности для повышения эффективности бизнеса является тщательный отбор новых владельцев капитала. Например, многие собственники — основатели бизнеса на российском рынке очень настороженно относятся к вхождению в собственный капитал компании фондов прямых инвестиций и тем более хедж-фондов.

Это связано с возможным существенным расхождением временных периодов получения выгод. Если основатели бизнеса часто заинтересованы в максимально долгом успешном функционировании компании на рынке, то интересы фондов прямого инвестирования могут быть ограничены пятью-семью годами. При этом зачастую ставится задача любой ценой получить требуемую отдачу на ограниченный период времени даже вопреки возможностям дальнейшего развития.

При анализе потенциала создания стоимости финансового аналитика интересуют следующие вопросы:

  • существует ли оптимальная структура собственности (величина крупных пакетов акций в одних руках, доля акций у менеджеров, у членов совета директоров, наличие институциональных инвесторов и т.п.), которая позволяет максимизировать стоимость при прочих равных условиях (равном задействовании фундаментальных факторов);
  • как те или иные изменения в структуре собственности скажутся на наблюдаемой рыночной стоимости компании (ее капитализации). Например, как рыночные инвесторы воспримут вхождение государства в число собственников или, наоборот, продажу государственного пакета. Как будет воспринято увеличение доли собственности у менеджмента компании, насколько сильно в из- менении биржевой цены прореагирует рынок.

Эмпирические исследования на развитых и развивающихся рынках позволяют найти ответы на эти вопросы. Институциональная среда и сфера деятельности оказывают существенное влияние на оптимальную структуру собственности. Например, если в США контрольный пакет по крупным компаниям не превышает 10%, то для фирм в европейских странах контроль характеризуется долей собственности на уровне 40%, а на развивающихся рынках — от 51%.

Традиционно эффективность изменения структуры собственности проверяется либо по стоимостным показателям (например, по соотношению рыночной оценки и балансовой (Q Тобина), по мультипликатору «Цена/Выручка»), либо по балансовым (по показателю ROCE). Крупным акционером по общепринятой методологии признается держатель более 5% акций. Это связано с тем, что в мировой практике 5% является порогом раскрытия информации по владению собственностью в компании.

Основной акцент в объяснении значимости структуры собственности для создания стоимости делается финансовыми аналитиками на возможности снижения агентских конфликтов разного типа. Профессиональные инвесторы, обладающие контролем, могут не только отслеживать неэффективное поведение менеджеров и других акционеров, но и влиять на принимаемые решения.

Получаемые зависимости часто носят нелинейный характер. Например, график, представленный на рис. 26.2, показывает, как существенно различается стоимость компании в зависимости от доли собственности у членов совета директоров на американском рынке. Анализ строился по 371 компании нефинансового сектора, которые входят в индекс Fortune 500. При этом было показано, что присутствие члена семьи основателя бизнеса или самого основателя в качестве топ-менеджера компании существенно влияет на стоимость.

Причем для зрелых компаний, давно работающих на рынке, это влияние носит отрицательный характер (например, снижает коэффициент Q Тобина на 0,147). Для молодых компаний, наоборот, присутствие основателя положительно значимо. При прочих равных условиях по таким компаниям превышение по коэффициенту Q Тобина составит 0,467 над значением по компаниям с отсутствием основателя в числе управляющих.

Существенны различия и по отраслям. В тех сферах деятельности, где значим интеллектуальный капитал, наличие собственности у менеджеров, персонала, контрагентов (например, покупателей) положительно влияет на стоимость. В связи с этим можно сказать, что путь распределения акций среди лояльных покупателей специализированной парфюмерно-косметической торговой сети, представляющей собой группу компаний «Арбат Престиж», был не только рекламной акцией, как пытались представить некоторые СМИ, но и верным направлением по пути создания стоимости с точки зрения задействования нефундаментальных рычагов.

Принцип 8 — минимизация конфликтов интересов разных групп стейкхолдеров. Инвесторы должны быть уверены, что надлежащее корпоративное управление минимизирует конфликты интересов между собственниками и менеджерами, а также отдельными группами собственников. При этом следует придерживаться базовых принципов корпоративного управления (рис. 26.3).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)