Новая экономическая социология ( П. Ди Маджио)

Р. Сведберг в своем историческом анализе экономической социологии от­носит В. Зелизер к культурологическому направлению новой экономической социологии. К этому же направлению он относит и работы Пола Ди Маджио.

Профессор социологии Принстонского университета Пол Ди Маджио еще в 1980-е гг. занимался институциональными исследованиями экономических организаций. Большую популярность получила их совместная с Уолтером Па­уэллом статья “The Iron Cage Revisited: Institutional Isomorphism and Collective Rationality in Organizational Fields” (1983) и позднее изданный сборник “The New Institutionalism in Organizational Analysis” (1991). Также в 1980-е гг. Ди Маджио занимался исследованием управления и предпринимательства в сфере культу­ры. В более поздней работе «Культура и экономика» (1994) он представил свое видение влияния культурных факторов на экономические процессы [12]. Ди Маджио отказывается от принципа широкого (как совокупности всех форм жизнедея­тельности) и слишком узкого (как искусство и литература) толкования культуры, для него культура — это знания, ценности и нормы. (И в этом он близок к зиммелевскому определению культуры как проникнутой сознанием формы жизни.)

Ди Маджио выделяет в таком определении культуры две стороны — конституи­рующую (знания и категории) и регулирующую (нормы и ценности). Экономику он определяет как институты и отношения производства, распределения, обмена и потребления. Его основная идея заключается в том, что экономический процесс имеет в себе внутренний культурный компонент, не сводимый к другим факторам; культура и экономика представляют собой целостность и нераздельное единство двух сторон. Далее Ди Маджио, следуя своему определению структуры экономики, рассматривает культуру в производстве как организационную и корпоративную культуру; как культуру, участвующую в процессе производства классов; как наци­ональную культуру производства.

Обращаясь к анализу взаимодействия культуры и обмена, Ди Маджио рассматривает, как культурные составляющие конституируют агентов рыночной экономики (индивидуализм и рационализм действующих в рыночной системе индивидов) формируются культурой, как происходит норма­тивная регуляция отношений обмена, как культурные факторы создают рыночное общество. Заканчивает свой анализ культуры и экономики Ди Маджио исследова­нием соотношения потребления и культуры.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)