Направления международного сотрудничества государств в области прав человека в современном мире

Одним из приоритетных направлений международного сотрудничества государств является сотрудничество в области прав человека. Международное право в области прав человека требует от государств-участников соответствующих договоров по принятию на себя односторонних обязательств по обеспечению этих прав.

Более того, вопросы обеспечения прав человека уже не рассматриваются международным сообществом как внутреннее дело государства.

Интересно
Современные направления международного сотрудничества государств в области прав человека являются результатом длительного и сложного человеческого развития. Международные организации, создававшиеся в течение XIX в., в основном решали отдельные задачи, такие, в частности, как налаживание почтовой службы, системы здравоохранения и средств сообщения.

Предшественником ООН в XIX в. являлся «Европейский концерт» – первая попытка объединения государств с установкой на достижение политических целей прежде всего дипломатическими, а не военными средствами. «Европейский концерт» внес весомый вклад в формирование концепции международного права, включая правила ведения военных действий, международный арбитраж и вопрос о разоружении.

Но лишь после Первой мировой войны в 1919 г. была создана многоцелевая организация с четко выраженной ориентацией на обеспечение мира, безопасности и международного сотрудничества – Лига Наций – в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения им мира и безопасности».

Лига Наций, подобно предшествующим межгосударственным союзам, была в основном ориентирована на Европу (и на Запад в целом). Она отражала перспективу развития колониальных держав и их союзников, в значительной степени оставляя на заднем плане интересы стран Африки, Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки, большинство из которых все еще находилось под колониальным гнетом.

В конечном счете Лига Наций оказалась неспособной предотвратить развязывание Второй мировой войны и в 1946 г. формально прекратила свое существование.

Вообще ХХ век вошел в историю как век прав человека. И в этом его парадоксальность. Ведь именно в ХХ в. происходили самые страшные войны в истории человечества и имели место самые чудовищные нарушения прав человека как в условиях многочисленных вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера, так и в практике некоторых государств.

Тем не менее, как представляется, это и послужило одной из главных причин признания прав человека, их закрепления в национальном и международном праве и возложении на государства соответствующих обязанностей по их обеспечению.

После образования в 1924 г. Лиги Наций заключаются первые межгосударственные соглашения, в той или иной степени регулирующие права и свободы человека: это договоры и конвенции, содержащие нормы о борьбе с рабством и работорговлей, пресечении торговли женщинами с детьми, защите национальных меньшинств.

После первой мировой войны главными союзными и объединившимися державами были заключены соглашения с восемью европейскими государствами и Турцией, в которых эти государства брали на себя обязательства предоставить лицам, принадлежавшим к меньшинствам по расе, религии и языку, те же права, что и остальным своим гражданам.

Соответствующие обязательства позднее были приняты также Албанией, Ираком, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией при вступлении их Лигу Наций путем односторонних деклараций Совету Лиги.

Обязательства государств по защите меньшинств были поставлены под контроль Лиги Наций. Согласно ст. 12 договора с Польшей (аналогичные нормы содержали другие соглашения) каждый «Член Совета Лиги Наций имел право обращать внимание Совета на всякое нарушение какого бы то ни было из этих обязательств… Совет мог предпринимать такие меры и давать такие предписания, какие покажутся для данного случая подходящими и действенными».

Согласно ст. 13 Статута Лиги Наций ее члены имели право прибегать к войне против тех государств, которые не выполняют «добросовестно принятые решения».

Таким образом, в период, предшествующий созданию Организации Объединенных Наций, ограниченным числом государств были заключены первые международные соглашения в области прав человека. Но целью этих соглашений являлось не создание всесторонней защиты прав человека, а лишь обеспечение некоторых его прав.

По-прежнему в межгосударственных отношениях доминировал подход, в соответствии с которым взаимоотношения человека и государства рассматривалось как входящие исключительно во внутреннюю юрисдикцию государства и подлежащие регулированию национальным правом.

Одним из итогов Второй мировой войны стало создание по инициативе главных союзных держав – США, Великобритании, Советского Союза, Франции и Китая – новой международной организации, основанной на платформе их противостояния державам Оси – Германии, Италии и Японии.

Подписанная в Лондоне в июне 1941 г. декларация, в которой союзники обязались «работать вместе, с другими свободными народами, как в войне, так и в мире», стала первым шагом к созданию Организации Объединенных Наций.

1 января 1942 г. 26 государств – участников антигитлеровской коалиции подписали декларацию Объединенных Наций, в которой было заявлено, что «полная победа над врагами необходима для защиты жизни, свободы, независимости и … для сохранения человеческих прав и справедливости».

А в 1945 г. на Крымской конференции было принято решение о создании всеобщей международной организации для обеспечения мира и безопасности на Земле – Организации Объединенных Наций.

В 1945 г. на конференции в Сан-Франциско был принят Устав ООН, в котором на государства – члены этой организации впервые в истории накладывалась обязанность сотрудничества, необходимого для «всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии (п. «с» ст. 55).

В преамбуле Устава ООН обозначаются цели данного сотрудничества:

  • избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в течение жизни одного поколения принесшей человечеству невыразимое горе;
  • вновь утвердить веру в основные права человека, достоинство и ценность человеческой личности, равноправие мужчин и женщин, равенство больших и малых наций;
  • содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе;
  • использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

В современных международных отношениях проблема международного сотрудничества в области защиты прав и свобод человека (и в равной степени сопряженный с ней вопрос о международном контроле в правозащитной сфере) является наиболее сложной и противоречивой.

Ни одна другая дискуссия в рамках ООН не характеризуется таким накалом страстей, такой степенью политизации, как полемика по правозащитным вопросам.

Анализ деятельности так называемых «договорных органов по правам человека» – контрольных институтов, созданных для осуществления мониторинга выполнения государствами своих обязательств по основным международным договорам в сфере прав человека показывает, что, по сути, ни один из названных договоров не является подлинно универсальным по количеству участвующих в нем государств.

Следовательно, не являются универсальными и созданные в соответствии с такими договорами контрольные механизмы. Более того, согласно большинству указанных договоров отдельные контрольные функции соответствующих механизмов являются факультативными.

Тем не менее к настоящему времени уже сформировалась универсальная международная концепция прав человека, их обеспечения и защиты, получившая признание в большинстве государств мира. Суть ее составляют нижеследующие положения.

Во-первых, до недавнего времени некоторые страны, признавая для себя обязательность соблюдения одних прав, например политических и гражданских, в то же время считали, что социально-экономические права являются пожеланиями, а не юридическими обязательствами, мотивируя это тем, что не все государства смогут их обеспечить в силу собственного экономического развития. Отныне все права и свободы человека неделимы, взаимосвязаны и составляют единый комплекс.

Во-вторых, принцип уважения прав человека не должен противопоставляться другим принципам международного права, в частности таким, как уважение государственного суверенитета, невмешательство государств во внутренние дела друг друга, запрещение применения силы или ее угрозы в международных отношениях. Вооруженное вмешательство в дела другого государства возможно лишь с санкции Совета Безопасности ООН (гл. 7 Устава ООН).

В-третьих, принципы и нормы, содержащиеся в актах по правам человека, являются обязательными для стран-участниц международных организаций, подписавших и ратифицировавших эти документы. Несоблюдение и нарушение этих принципов и норм внутри государства может повлечь санкции международного сообщества, в т.ч. и применение силы.

В-четвертых, сфера международного сотрудничества в области прав человека должна быть деидеологизирована и деполитизирована, что, однако, не означает полной ее деполитизации, т.к. это часть межгосударственной деятельности. Тем не менее при решении вопросов защиты прав человека государства должны стремиться к максимальной объективности без деления стран на «свои» и «чужие».

Таким образом, можно сделать общий вывод, что современные международно-правовые доктрины защиты прав человека обладают определенными отличиями от классических доктрин международного права.

Традиционное публичное международное право считало, что только государства – субъекты права, а человек – это объект регулирования и в этом качестве пользуется защитой государства.

Ныне международное право требует от государств-участников соответствующих договоров принятия на себя односторонних обязательств по обеспечению прав человека, т.е. речь идет уже о взаимоотношениях человека и государства. Человек является субъектом международного права и вправе предпринимать любые действия по защите своих прав, если они нарушаются государством.

Современное международное сотрудничество в области прав человека охватывает следующие направления:

  • разработку рекомендаций относительно конкретных прав человека и основных свобод, которые подлежат уважению и соблюдению всеми государствами;
  • заключение международных договоров о правах человека, в соответствии с которыми государства становятся юридически обязанными признать, предоставить и обеспечить зафиксированные этими документами права и свободы;
  • разработку норм по человеческому измерению в рамках ОБСЕ;
  • создание международных механизмов, обеспечивающих выполнение принятых государствами обязательств;
  • реализацию государствами-участниками договоров о правах человека мер внутригосударственного характера по выполнению взятых обязательств;
  • международно-правовое регулирование и обеспечение коллективных прав народов.

Взаимодействие государств в области поощрения и защиты прав человека осуществляется на двух основных уровнях: универсальном и региональном.

В первом случае речь идет, прежде всего, об Организации Объединенных Наций. Во втором – о различных региональных организациях, таких как Совет Европы, Организация американских государств, Африканский Союз (ранее – Организация африканского единства), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и др.

Но даже на универсальном уровне степень сотрудничества и его эффективность по отдельным аспектам имеют ярко выраженную специфику.

Во многом это детерминировано тем, что определенные проблемы всегда считались более «деликатными», «чувствительными», чем другие. Поэтому и координировать свои действия, договариваться о контроле по данным вопросам и для правительств соответствующих государств было куда сложнее, чем по другим.

Приходится констатировать, что существующая в настоящее время система международного сотрудничества государств, в т.ч. (и особенно) в сфере прав человека, переживает системный кризис.

Как свидетельствует опыт современных международных отношений, проблема международного сотрудничества в области защиты прав и свобод человека (и в равной степени сопряженный с ней вопрос о международном контроле в правозащитной сфере) является наиболее сложной и противоречивой.

Пожалуй, ни одна другая дискуссия в рамках ООН и Совета Европы не характеризуется таким накалом страстей, такой степенью политизации, как полемика по правозащитным вопросам. Современная система контроля в области прав человека находится в значительной степени в кризисном состоянии.

Ее более или менее сносное функционирование связано (хотя это и звучит парадоксально) с тем, что государства-участники основных международных правозащитных договоров не соблюдают свои обязательства по своевременному представлению периодических докладов о выполнении положений указанных договоров.

Такую ситуацию следует признать однозначно неприемлемой, поскольку система должна функционировать не вопреки, а в силу заложенных в нее принципов. Как представляется, на это влияет ряд факторов объективного и субъективного характера.

Прежде всего, необходимо говорить о «так называемых двойных стандартах» в области прав человека. Политикой двойных стандартов называется ситуация, когда оценка одних и тех же действий субъектов варьируется в зависимости от того, в каких отношениях каждый из этих субъектов находится с оценивающим.

При этом действия «своих» – лояльных к оценивающему, – получают оправдание, в то время как те же действия «чужих» порицаются и считаются недопустимыми.

В этой связи совершенно справедливо заявил заместитель министра иностранных дел России А.В. Яковенко, выступая на четвертой сессии Совета ООН по правам человека, где он призвал избавить деятельность ООН от политизации и «двойных стандартов.

Им было сказано, что стремление наказать «провинившихся», чье поведение не укладывается в некие субъективно заданные рамки, неизбежно отбросит международные отношения в прошлое.

«Двойные стандарты, отрицание принципа равенства государств, навязывание силы и диктата, неуважение территориальной целостности и суверенитета – все это является прошлым международных отношений, так как было характерно даже не для прошлого века, а для Средних веков».

Международное сообщество многого добилось в области защиты прав человека в мировом масштабе. Действительно, еще в 50-х гг. XX в. вряд ли кто-нибудь мог предположить, что государства смогут не только согласовать тексты важных международных договоров в правозащитной области, но и создать независимые международные контрольные механизмы, в функции которых входило бы осуществление мониторинга деятельности государств, в той или иной степени затрагивающей права человека.

Но жизнь доказала, что консенсус возможен и в данной сфере, и он должен быть основан на отказе от односторонних подходов, укреплении сотрудничества между государствами в процессе выработки и принятия коллективных решений, решении гуманитарных проблем на основе общепризнанных международных правозащитных стандартов и при должном учете социально-экономической, исторической, культурной и религиозной специфики и традиций государств мира.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)