Обеспечение прав и свобод человека в условиях проведения контртеррористической операции

Общепризнано, что правительство каждого суверенного государства, в т.ч. и Российской Федерации, не только имеет право, но и несет обязанности по защите единства и территориальной целостности страны.

Поэтому применение государством в установленных пределах и в соответствующей форме силы на своей территории для защиты и сохранения существующего конституционного строя является правомерным.

В настоящее время многие страны мира напрямую столкнулись с ситуациями резкого увеличения числа преступлений террористического характера, что стало серьезной проблемой для безопасности и даже для выживания человечества.

Совершаемые террористами взрывы домов, вагонов метро, террористические акты на улицах, рынках, стадионах, в торговых центрах, захваты самолетов, автобусов, школ, театров, больниц, сопровождаемые массовой гибелью граждан, – все это приводит к росту политической, межнациональной, национально-религиозной напряженности как внутри страны, так и на международной арене.

Международный и внутригосударственный терроризм является на сегодняшний день одним из существенных факторов, подрывающих национальную безопасность государств.

Причем новейшей тенденцией развития современного терроризма становится его структурное объединение и глобализация целей.

«Местный» терроризм постепенно становится составным элементом, ячейкой международного, что существенно повышает опасность данного явления для современного цивилизационного уровня развития.

В целом это потенциальная опасность новых мировых войн, истребления и деградации человечества.

Терроризм – сложное, системное явление в общественно-политической жизни государства. Он имеет идеологическую, организационную, финансовую, политическую, агитационно-пропагандистскую, уголовную составляющие, свою питательную среду, своих бойцов и лидеров борьбы.

Терроризм реализуется посредством осуществления террористической деятельности, включающей в себя:

  • организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
  • подстрекательство к террористическому акту;
  • организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
  • вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
  • информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
  • пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Важнейшую роль в реализации антитеррористической деятельности государства играет законодательное обеспечение этой деятельности. Юридическое определение терроризму и террористической акции в Российской Федерации дано в Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. федерального закона от 31.12.2014).

В этом федеральном законе определяются правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан.

Интересно
В соответствии с законом под терроризмом понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Данный федеральный закон формулирует понятие террористического акта, определяемого как совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Указанный федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

В целях защиты прав и свобод граждан, проживающих или находящихся на территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, на период ее проведения ч. 3 ст. 12 данного закона допускается применение следующих мер и временных ограничений:

  • проверки у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов – доставления указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;
  • удаления физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировки транспортных средств;
  • усиления охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
  • ведения контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществления поиска на каналах электрической связи и
    в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
  • использования транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;
  • приостановления деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
  • приостановления оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничения использования сетей связи и средств связи;
  • временного отселения физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
  • введения карантина, проведения санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
  • ограничения движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
  • беспрепятственного проникновения лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
  • проведения при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в т.ч. с
    применением технических средств;
  • ограничения или запрещения продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установления особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Необходимо отметить, что в Федеральном законе «О противодействии терроризму» впервые в отечественном законодательстве закрепляется не только возможность использования Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом, но и в ст. 6 регламентируется порядок их применения.

В борьбе с терроризмом Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться:

  • для пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;
  • для пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;
  • для участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном указанным федеральным законом;
  • для пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Решение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз принимается Президентом Российской Федерации.

Права человека в условиях проведения контртеррористической организации защищаются не только национальным, но и международным правом путем наложения ограничений на соответствующие органы, осуществляющие проведение данной операции.

В связи с тем, что в настоящее время общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, правовое обеспечение деятельности данных органов государственной власти предполагает использование этих принципов и норм, в частности международных стандартов, касающихся непосредственной деятельности по обеспечению прав и свобод граждан.

Такие стандарты содержатся во многих международных договорах Российской Федерации и в ряде международных документов, носящих рекомендательный характер, но официально поддержанных и принятых Россией к исполнению.

Применительно к органам внутренних дел необходимо выделить Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (ООН – 1979 г.).

Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (ООН – 1990 г.) и некоторые другие.

Эти документы содержат принципы, которые должны лежать в основе деятельности органов внутренних дел и других государственных органов:

  • «недопущение пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающее человеческое достоинство видов обращения и наказания лиц, а также проведение их ссылками на распоряжение вышестоящих лиц или исключительные обстоятельства, любое чрезвычайное положение» (ст. 5 Кодекса);
  • неизменное уважение и защита достоинства и прав каждого человека (ст. 2 Кодекса);
  • использование должностными лицами по поддержанию правопорядка при осуществлении своих функций, насколько это возможно, ненасильственных средств до вынужденного применения силы или огнестрельного оружия (ст. 4 Основных принципов);
  • неприменение огнестрельного оружия против людей, за исключением случаев самообороны или защиты других лиц от неминуемой угрозы смерти или серьезного ранения (ст. 4 Основных принципов);
  • применение должностными лицами по поддержанию правопорядка при разгоне собраний насильственным образом огнестрельного оружия лишь в том случае, когда нельзя применять менее опасные средства, и лишь в той мере, в какой это минимально необходимо (ст. 14 Основных принципов) и др.

Кодекс предусматривает жесткий контроль соблюдения законности при применении силы: «Произвольное или злонамеренное применение силы или огнестрельного оружия рассматривается как уголовное преступление».

Более того, «приказ не может рассматриваться как оправдание незаконного применения оружия подчиненным. Отказ от таких действий не должен повлечь за собой никаких уголовных или дисциплинарных мер».

Изменения в Кодексе возможны только в сторону ужесточения правил поведения должностных лиц.

Хотя обязанность исполнения этих принципов нормативно не закреплена, она следует из Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, где в ст. 3 говорится, что МВД России руководствуется в своей деятельности не только внутригосударственным законодательством, но и «общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации».

Кроме того, необходимость законодательного урегулирования подобного рода ситуаций объясняется еще и тем, что реализация особых правовых режимов предполагает формирование специальных прав у субъектов их осуществления.

Таковыми субъектами являются население, сотрудники и должностные лица органов государственной власти, сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации.

Наделение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации специальным правовым статусом обусловлено спецификой и сложностью задач, решаемых ими с риском для жизни в условиях особых правовых режимов, и предполагает право на льготы, компенсации, различные виды помощи.

В этой связи Федеральный закон «О противодействии терроризму» в ст. 20 содержит гарантии прав лиц, участвующих в противодействии терроризму. В соответствии с данной статьей названные лица находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите.

К указанным лицам относятся:

  • военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом;
  • лица, содействующие на постоянной или временной основе федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом, в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористических актов и минимизации их последствий;
  • члены семей лиц, указанных в п. 1 и 2 настоящей части, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием указанных лиц в борьбе с терроризмом.

Социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в ст. 20 названного федерального закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)