Механизм обеспечения прав человека

Задача обеспечения прав человека более успешно может быть решена лишь в том случае, если такое многогранное явление будет рассмотрено в качестве системы, обладающей развитыми связями и выступающей как социальная ценность.

Относительно изучения прав и свобод человека с позиций системного подхода важно отметить, что для их реального воплощения в жизнь необходима теоретическая разработка механизма государственно-правового обеспечения прав личности.

Понятие «механизм обеспечения прав человека» по ряду причин не получил широкого распространения в науке.

По нашему мнению, комплексному интегративному подходу в исследовании механизма государственно-правового обеспечения прав и свобод личности должны быть свойственны следующие основные направления:

  • охват всего спектра правового регулирования общественных отношений (обеспечение условий формирования правовых предписаний до их нормативного закрепления (правообразование), непосредственное закрепление в нормативных правовых актах (правотворчество), воплощение правовых предписаний в поведении людей (правореализация));
  • учет всего комплекса обстоятельств, позволяющего обеспечить реализацию, охрану и защиту прав и свобод личности;
  • анализ системы факторов (положительных и отрицательных), влияющих на обеспечение прав личности;
  • учет юридической ответственности как формы принудительного воздействия в связи с фактом нарушения прав личности и последовавшими неблагоприятными последствиями;
  • учет деятельности всех государственных и особенно контрольно-надзорных органов, определяющих итоги функционирования данного механизма, его эффективность.

Под механизмом государственно-правового обеспечения прав и свобод личности следует понимать комплексную процедуру (процесс) воплощения правовых предписаний в сфере прав человека в реальную действительность.

Исследование механизма государственно-правового обеспечения прав и свобод личности как определенного вида социальной системы предусматривает его рассмотрение и в статике, и в динамике.

При этом статическая (инструментальная) сторона показывает внутреннее строение механизма, его отдельные элементы, взятые в единстве. Динамическая (функциональная) сторона определяет функционирование этих органов, действие всех государственно-правовых средств, влияющих на общественные отношения, в целях создания условий эффективного обеспечения прав человека и гражданина.

Статическая сторона выступает предпосылкой динамической стороны исследуемого механизма, т.к. в статике он представляет собой комплекс составных частей, отдельных механизмов, образующих единую систему.

В нее входят:

  • механизм государства, представляющий собой совокупность государственных органов, учреждений и организаций, а также должностных лиц, посредством которых осуществляется регулирующее воздействие на всю систему общественных отношений;
  • механизм правового регулирования общественных отношений, понимаемый как осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями;
  • механизм действия права (включающий механизмы реализации, охраны и защиты прав и свобод граждан), представляющий собой фактическую реализацию правовых предписаний и требований в деятельности субъектов общественных отношений по обеспечению прав и свобод личности;
  • гарантии обеспечения действия исследуемого механизма, т.е. совокупности общих условий и специальных (юридических) средств, которые способствуют их правомерной реализации, а в необходимых случаях – охране или защите;
  • механизм юридической ответственности следует рассматривать как ответную реакцию государства на факт совершенного и выявленного правонарушения, в результате чего на правонарушителя возлагается обязанность претерпевать лишения государственно-властного характера.

Кроме того, в качестве системообразующих компонентов механизма выступают правовая культура, правовое сознание, законность и состояние правопорядка в стране.

Динамическая сторона механизма государственно-правового обеспечения прав и свобод личности показывает деятельность системообразующих элементов, направленную на реализацию основных целей и задач этого механизма.

Следует особо подчеркнуть, что действие механизма государственно-правового обеспечения прав и свобод личности (динамическая сторона) зависит непосредственно от отношения самой личности к своим правам и свободам, от степени ее социально-правовой активности.

В современном мире проблемы личности и ее взаимоотношений с государством, прав, свобод и обязанностей граждан, их единства приобретают исключительное значение и актуальность.

Взаимосвязь государства и личности требует четкой урегулированности и упорядоченности. Эти взаимосвязи и отношения формируются в результате действия объективных закономерностей общественного развития, которые обусловливают объем и характер прав и обязанностей граждан.

Для понимания механизма государственно-правового обеспечения прав и свобод личности важно, прежде всего, уяснить место и роль в нем системы гарантий, т.е. совокупности общих условий и специальных (юридических) средств, которые способствуют их правомерной реализации, а в необходимых случаях – охране или защите.

Традиционно систему гарантий подразделяют на две группы: общие (экономические, политические, идеологические) условия и специальные (юридические) средства обеспечения прав человека.

Полагаем, что такое деление имеет теоретическую и практическую значимость. В теоретическом плане оно дает возможность глубже познать в целом механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина, в практической деятельности указанное деление полезно в том смысле, что оно способствует поиску конкретных путей повышения эффективности обеспечения прав и свобод личности.

Интересно
Под общими гарантиями следует понимать систему условий, факторов и иных отношений, составляющих базу использования специальных мер по обеспечению реализации, охране и защите прав и свобод личности. Как уже указывалось, общие гарантии классифицируются на экономические, социальные, политические, духовные и идеологические.

Экономические гарантии – это материальные условия жизни, обусловленные социально-экономическим устройством общества, наличием многообразия форм собственности, основанных на партнерстве между человеком и государством.

Социальные гарантии – это комплекс мер общественного воздействия, направленных на расширение реальных условий для реализации потенциальных возможностей каждой личностью и обществом в целом.

Политические гарантии – это система народовластия, возможности личности принимать участие в управлении делами государства с присущими демократическому обществу политическим плюрализмом и реальностью разделения властей.

Духовные гарантии – это система культурных ценностей общества, научный и творческий потенциал, образованность, нравственные установки людей.

Идеологические гарантии состоят в господстве идеологии, на базе которой развивается духовная жизнь общества, идейное воспитание граждан, основанное на глубоком уважении к праву как социальной ценности.

Однако общие гарантии сами по себе не могут самостоятельно обеспечить правомерную реализацию прав и свобод личности. Здесь необходимы специальные или юридические (правовые) гарантии, цель которых состоит в непосредственном удовлетворении интересов, лежащих в основе прав и свобод личности.

На современном этапе становления обновленного российского правового государства, когда значение права существенно меняется, такое правовое явление, как юридические гарантии обеспечения прав личности, требует глубокого научного анализа, дальнейшего творческого развития.

Содержание юридических гарантий обеспечения прав личности составляют нормы права, определяющие юридические гарантии прав человека, акты применения этих норм, существование и юридическую деятельность субъектов права, образующие в целом непрерывное единство.

Важным элементом механизма государственно-правового обеспечения прав и свобод личности является юридическая ответственность. В юридической науке относительно этого понятия сложилось два основных подхода.

С точки зрения первого юридическая ответственность – это «предусмотренная санкцией правовой нормы мера государственного принуждения, в котором выражается государственное осуждение виновного в правонарушении субъекта и которое состоит в претерпевании им лишений и ограничений личного, имущественного или организационного характера».

С точки зрения второго подхода «юридическая ответственность – это обязанность лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное правонарушение». Особое место в системе обеспечения прав и свобод личности отводится юридической ответственности государств.

Важным элементом механизма государственно-правового обеспечения прав и свобод личности являются правовая культура и правовое сознание. Именно они позволяют рассматривать обеспечение прав и свобод личности как единый, системообразующий механизм.

В демократическом обществе следует создавать условия для того, чтобы взаимодействие права и морально-нравственных идеалов было поднято на качественно новый уровень, что и будет определять одно из наиболее важных направлений по формированию новой идеологии, а именно – повышение уровня нравственной и правовой культуры граждан и должностных лиц органов государства и местного самоуправления. Поэтому мало создать прогрессивное законодательство, необходимо его осознанное исполнение.

Правовая культура в этом смысле предполагает не только знание и понимание гражданином права, но и осознание его как социальной ценности демократического общества, осуществление активной деятельности по его реализации.

Непременным условием существования и действия этого механизма является законность. Нерасторжимая связь законности и прав и свобод личности – важнейшее качество прогрессивного развития общества.

В рамках механизма обеспечения законности права человека будут выступать действительно его компонентом, способным определить ее цель.

А вот в рамках механизма обеспечения прав человека законность будет выступать как принцип деятельности субъектов, а правопорядок – как результат эффективного действия механизма.

Интересно
Таким образом, исследуемый механизм представляет собой систему государственных и правовых средств и способов воздействия, способствующих воплощению прав и свобод личности в реальную действительность.

Проведенный анализ позволил нам сделать вывод, что практически все права и свободы личности сегодня в России обеспечены слабо. Все это свидетельствует о необходимости совершенствования механизма государственно-правового обеспечения прав и свобод личности.

Государство, его органы и должностные лица обязаны создавать благоприятные условия для обеспечения прав и свобод личности посредством эффективной экономики, демократического политического режима, развитого законодательства, принятия мер по повышению уровня правосознания, призванных способствовать успешному претворению прав и свобод в жизнь.

Права человека не следует понимать только как средство достижения какого-либо блага, они сами материализуются в некую социальную ценность, если обеспечены условиями жизни.

Кроме прочего, требуется не только провозглашение в Конституции и других нормативных правовых актах прав человека, но и материализация их, чтобы они стали действительно благом. В данном случае роль государства является не просто важной, но, пожалуй, самой главной, самой существенной

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)