Правовое регулирование обязательств по возмещению и компенсации вреда

Правовые предписания, составляющие нормативно-правовую предпосылку возникновения обязательств по возмещению и компенсации вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов внутренних дел, находят свое отражение в нормативных актах различных отраслей российского права.

Если учесть, что «…нормативно-правовые предписания определяют матрицу названных обязательств и субъективное право потерпевших на возмещение или компенсацию вреда как индивидуальных правовых форм реализации соответствующего конституционного права», представляется необходимым остановиться на них более подробно.

На международном уровне основополагающими нормами, регулирующими отношения по возмещению и компенсации вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов внутренних дел, являются нормы Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г., которая провозгласила, что права, свободы человека и гражданина являются наивысшей ценностью для общества, тем самым заложив основы для динамичного развития правового регулирования рассматриваемых отношений.

В дальнейшем нормы, регулирующие отношения по возмещению и компенсации вреда в рассматриваемой сфере, нашли свое выражение в ст. 5-7, 13, 41 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция 1950 г.), принятой 4 ноября 1950 г. в Риме и ратифицированной РФ 30 марта 1998 г.

В Конвенции 1950 г. провозглашены основные права и свободы граждан, в т.ч. право на свободу и личную неприкосновенность.

Предусматривается положение, в соответствии с которым каждый, чьи права и свободы были нарушены официальным лицом, состоящим на службе в государственном органе, имеет право на защиту своих нарушенных интересов.

Помимо этого, в Конвенции 1950 г. предусмотрен блок норм, регламентирующих такие меры процессуального принуждения, как арест и заключение под стражу, правомочиями на применение которых наделен узкий круг лиц, в т.ч. и должностные лица органов внутренних дел.

Нормой п. 5 ст. 5 Конвенции 1950 г. предусматривается компенсация за незаконное применение указанных мер.

Наряду с этим в ст. 3 Протокола № 7 к 1950 г. от 22 ноября 1984 г., ратифицированным РФ 30 марта 1998 г., предусматривается компенсация вреда и в случае судебно-следственной ошибки, если не будет доказано, что ранее неизвестное обстоятельство, повлекшее данную ошибку, не было своевременно обнаружено полностью или частично по вине лица, которое было осуждено.

Аналогичные по содержанию положения о возмещении и компенсации вреда содержатся и в подп. «а» п. 3 ст. 2, п. 5 ст. 9, п. 6 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (далее – Международный пакт), принятом в Нью-Йорке 19 декабря 1966 г. и ратифицированном СССР 18 сентября 1973 г.

Согласно ст. 14 Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее – Конвенция 1984 г.), принятой в Нью-Йорке 10 декабря 1984 г. и ратифицированной СССР 21 января 1987 г., каждое государство-участник обеспечивает, чтобы жертва пыток получала возмещение и имела право на справедливую и адекватную компенсацию. В случае смерти жертвы в результате пытки право на компенсацию предоставляется его иждивенцам.

В соответствии с нормой ст. 11 Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой 9 декабря 1975 г. Генеральной Ассамблеей ООН, в случае, когда доказано, что имела место пытка или другой жестокий или унижающий достоинство вид обращения и наказания со стороны официального лица или по его подстрекательству, то в соответствии с национальным законодательством потерпевший получает возмещение или компенсацию.

В связи со вступлением России в Совет Европы значительную роль в правовом регулировании рассматриваемых отношений по возмещению и компенсации вреда призваны играть нормы ст. 1, 2 Европейской Конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (далее – Европейская Конвенция), принятой в Страсбурге 26 ноября 1987 г. и ратифицированной Россией 28 марта 1998 г.

Согласно указанным нормам Европейской Конвенции учреждается Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания, который имеет право посещения любого места в пределах своей юрисдикции, где содержатся лица, лишенные свободы, в целях усиления, защиты их от пыток и от бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

В нормах ст. 18-21 Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью, утвержденной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г., дается определение термина «жертвы злоупотребления властью» и рекомендации для государств-участников о включении в национальное законодательство норм, касающихся средств защиты жертв и мер компенсационного характера.

Согласно п. 1 принципа 35 Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, утвержденного Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1988 г., ущерб, причиненный в результате незаконных действий или упущений государственного должностного лица, подлежит возмещению в соответствии с нормами, предусмотренными внутренним законодательством.

Интересно
Закрепление права граждан на возмещение и компенсацию вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов внутренних дел в нормах национального законодательства соответствует мировым и европейским стандартам.

Это право нашло свое закрепление в нормах ст. 33, 38 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 г., и на конституционном уровне – в ст. 52, 53 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ).

Указанные нормы являются практически идентичными по своему содержанию, носят общий характер, соответствуют рассмотренному международно-правовому массиву норм и предусматривают ответственность государства за вред, причиненный незаконными действиями органов государственной власти и их должностных лиц.

На уровне отраслевого законодательства, содержащего нормы, регулирующие отношения по возмещению и компенсации вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов внутренних дел, в первую очередь необходимо выделить ГК РФ, в котором конституционное положение о возмещении вреда получило свое дальнейшее развитие и закрепление в гл. 59 ГК РФ. Правовые предписания, регламентирующие основание, объем, порядок возмещения и компенсации вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов внутренних дел, сосредоточены как в первой, так и во второй части ГК РФ.

Это положения ст. 15, 16, 151, 152 ГК РФ, регулирующие общие вопросы возмещения вреда, далее идут ст. 1064, 1069-1071, 1081, 1082, 1099-1101 ГК РФ, детализирующие эти положения.

В частности, норма ст. 1070 ГК РФ предусматривает специальные случаи возмещения и компенсации вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания и предварительного следствия, наряду с судом и прокуратурой.

Вместе с тем нормы о возмещении и компенсации вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов предварительного расследования, содержатся и в ст. 133-139 гл. 18 УПК РФ «Реабилитация», п. 3 ст. 158, ст. 242.2, 239 БК РФ, дополняющих указанные предписания ГК РФ.

Кроме того, в настоящее время продолжают действовать нормативные предписания, регулирующие возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов предварительного расследования, сосредоточенные в нормативных правовых актах, принятых в период существования СССР.

Это Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей», утвержденное этим Указом Положение «О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда».

Данные нормативные акты официально не признаны недействующими на территории РФ. Однако они подлежат применению лишь в части, не противоречащей действующему российскому законодательству, во взаимосвязи с положениями гл. 18 УПК РФ, гл. 59 ГК РФ, а также в части, не нарушающей права и законные интересы граждан.

Правовое регулирование возмещения и компенсации вреда в рассматриваемой сфере осуществляется нормами ряда федеральных законов и иных правовых актах.

В частности, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации» (ч. 1 ст. 11), Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ч. 3 ст. 33) содержат схожие правила о том, что вред, причиненный гражданам или организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством РФ.

В Федеральном законе от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (ст. 6) и Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре» (ч. 1 ст. 27) предписывается соответствующим должностным лицам в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина принимать меры по восстановлению прав и свобод, а также по возмещению причиненного ущерба.

Данные нормы носят отсылочный характер к нормам ГК РФ и УПК РФ, регламентирующим возмещение и компенсацию вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов внутренних дел.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)