Ограничения прав и свобод сотрудников органов внутренних дел

Ограничения, связанные со специальным статусом сотрудников, заключаются в ряде правил, нарушать рамки которых запрещено, либо они подлежат неукоснительному исполнению.

Безусловно, основным назначением ограничений прав сотрудников является необходимость обеспечения максимально эффективного функционирования силовой структуры.

Интересно
Ограничения прав и свобод сотрудников, налагаемые в процессе осуществления служебной деятельности на должностях федеральной государственной службы, следует понимать как меры, применяемые к работнику указанного ведомства непосредственно в процессе осуществления им узкоспециализированных полномочий, обусловленных должностными регламентами.

Классифицировать ограничения прав и свобод сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей возможно по различным основаниям.

Из всего обилия критериев классификации остановимся подробнее на разделении ограничений в зависимости от объема полномочий на общие и специальные. При этом общие ограничения прав и свобод являются неизменным элементом в своем нормативном содержании специального правового статуса всех сотрудников.

Специальные ограничения связаны с особенностями их профессиональной деятельности (должностной регламент).

Так, к общим ограничениям прав и свобод относится гражданство Российской Федерации. Прежде всего, сотрудник должен иметь исключительно лишь гражданство Российской Федерации, что следует из ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О полиции».

Необходимо отметить, что подобное ограничение является общепринятым в международном праве. Так, в соответствии с п. «с» ст. 25 Международного пакта «О гражданских и политических правах» право лиц на доступ к государственной службе обусловлено наличием гражданства.

Конституция Российской Федерации, предусмотрев возможность для граждан Российской Федерации иметь гражданство иностранного государства (множественность гражданства) (ч. 1 и 2 ст. 62), ни в коей мере не умаляет прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором.

Следует учесть, что и Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» множественность гражданства допускается. Его можно определить как возможность для гражданина Российской Федерации иметь гражданство другого иностранного государства (ст. 6).

При этом следует отметить, что выход сотрудника из гражданства Российской Федерации либо приобретение гражданства другого государства однозначно ведет к расторжению служебного контракта, освобождению его от замещаемой должности в органах внутренних дел и увольнению со дня выхода из гражданства Российской Федерации или со дня приобретения гражданства другого государства.

Таким образом, по общему правилу только граждане Российской Федерации могут быть сотрудниками.

Оправданием подобного ограничения служит невозможность предугадать, интересы какого государства станут превалировать для сотрудника, обладающего множественностью гражданств.

Принимая во внимание, что каждое государство требует от своих граждан верности и защиты своих интересов, немыслимым представляется даже гипотетическая возможность обладания сотрудником иностранным гражданством, поскольку он имеет доступ к разнообразным аспектам безопасности государства.

Следующим ограничением является возрастной ценз. Так, на службу в органы внутренних дел имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет.

Вместе с тем ст. 17 федерального закона «О службе в ОВД» делает исключение из этого предписания, закрепляя возможность зачисления в образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел  для обучения по очной форме в должности курсанта граждан, не достигших возраста 18 лет.

Интересно
Установлено и предельное возрастное ограничение для замещения должностей рядового состава и младшего начальствующего состава – 35 лет, должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава – 40 лет, а также 25 лет для поступления в образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме.

В отношении лиц, которые ранее служили в органах внутренних дел, а также военнослужащих, указанный возрастной ценз может быть и выше.

В подобных случаях в соответствии с федеральным законом «О службе в ОВД» вступают в действие другие факторы, связанные с достижением предельного возраста службы, с истечением срока службы, дающего право на пожизненную пенсию и т.д.

Кроме того, указанный данный федеральный закон предусматривает возможность возобновления службы в органах внутренних дел пенсионерам МВД, Вооруженных Сил.

Наличие судимости при зачислении на службу в органы внутренних дел лиц является безусловным, бесспорным ограничением.

При этом не имеет значение ни характер преступления, за которое лицо привлекалось к уголовной ответственности, ни вид примененного к нему наказания.

Уже сам факт осуждения лица в прошлом за совершение преступления, несмотря на то, что судимость у него погашена или снята, является обстоятельством, препятствующим службе в соответствующем ведомстве.

Кроме того, на службу в органы внутренних дел не могут быть приняты граждане, которые являются подозреваемыми или обвиняемыми по уголовным делам, а также, если они подвергались уголовному преследованию, которое было прекращено по следующим обстоятельствам:

  • за истечением срока давности;
  • в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения, прекращенных не менее чем за три года до дня поступления на службу в органы внутренних дел);
  • вследствие акта об амнистии;
  • в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом.

Аналогично лицо не может быть принято на службу в органы внутренних дел, если оно неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу, подвергалось в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения.

Таким образом, основаниями для отказа в приеме на службу органы внутренних дел не могут быть: факты однократного привлечения кандидата к административной ответственности, а равно освобождения его от уголовной ответственности по основанию, указанному в ст. 77 УК РФ (в связи с изменением обстановки).

Однако указанные факты просто обязаны учитываться в совокупности с другими обстоятельствами, характеризующими личность кандидата.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 федерального закона «О службе в ОВД» предусмотрено ограничение по состоянию здоровья.

Суть подобного ограничения – выявление заболеваний (заболевания), включённых в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень, препятствующих прохождению службы, и подтвержденного заключением медицинской организации.

Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения также устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время действует приказ МВД России № 190 от 2 апреля 2018 г., в котором изложены требования к состоянию здоровья кандидатов, поступающих на службу в органы внутренних дел, перечни дополнительных обязательных диагностических исследований, проводимых до начала медицинского освидетельствования граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и др.

Ограничение в виде наличия близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О службе в ОВД»), имеется во многих зарубежных странах и законодательно там закреплено.

Так, во Временном положении о работе по подбору и назначению на должности руководящих кадровых работников партийных и государственных органов, принятом ЦК КНР 9 февраля 1995 г., если государственные служащие КНР являются мужем и женой или если между ними имеются отношения кровного родства по прямой линии, отношения кровного родства по боковой линии в пределах трех поколений и отношения близкого родства по линии родственников мужа и жены, то им нельзя в одном и том же учреждении занимать должности, находящиеся в прямом подчинении одного другому, или должности, связанные отношениями прямого руководства высшей инстанции с нижестоящей.

Таким государственным служащим также нельзя заниматься контрольной, ревизионной, кадровой, финансовой деятельностью в тех учреждениях, в которых они занимают руководящие посты.

Должностное лицо, находящееся в родственных отношениях, не вправе рассматривать дела своих родственников.

В России же ограничение совместной службы родственников было известно еще дореволюционному законодательству.

В советский период деятельность органов власти по принятию мер в сфере упорядочения приема на службу в административнополитические органы Советом Народных Комиссаров 21 декабря 1922 г. были приняты специальные «Временные правила о службе в государственных учреждениях и предприятиях», которыми предусматривались определенные ограничения для служащих в связи с их работой во властных структурах.

Данные правила устанавливали ограничения при приеме или исполнении службы в одном учреждении лицами, находившимися в близком родстве или свойстве, если имели место подчиненность или подконтрольность одного из них другому, причем под подчиненностью или подконтрольностью понимались не только непосредственные связи.

В 1971 г. в ст. 20 КЗоТ РСФСР было внесено принципиальное изменение, касающееся этого ограничения: включено слово «непосредственной».

Затем это дополнение вошло в подп. 5 п. 3 ст. 21 федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», кроме того, само ограничение уже было направлено на всю государственную службу, а не только на службу родственников в одном государственном органе.

В настоящее время ограничение совместной службы родственников определяется наличием близкого родства или свойства претендента или лица, состоящего на службе с сотрудником органов внутренних дел, в случае если их профессиональная служебная деятельность связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Интересно
Очевидно, что целью установления подобного ограничения в органах внутренних дел является недопущение возможного отрицательного влияния близких родственных связей на служебные отношения, на качество служебной деятельности, которое может проявиться не только в снижении дисциплины, но и в злоупотреблении служебным положением.

Предоставление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел является ограничением для поступления на службу в органы внутренних дел либо для продолжения службы.

В настоящее время перечень документов, которые гражданин должен представить при поступлении на службу и замещение должности в органах внутренних дел, содержится в ст. 18 федерального закона «О службе в ОВД».

Данная норма является императивной, уполномоченный руководитель в течение трех месяцев со дня принятия заявления обеспечивает проведение в отношении гражданина мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, проверкой достоверности сообщенных им сведений, проверкой уровня физической подготовки, и направляет гражданина для прохождения медицинского освидетельствования (обследования) и проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору.

Причем срок проведения проверки достоверности сообщенных гражданином сведений может быть продлен уполномоченным руководителем до четырех месяцев с письменным уведомлением об этом гражданина.

Все предоставленные сведения хранятся весь период прохождения лицом службы в органах внутренних дел и при определенных условиях могут быть вновь перепроверены.

Достоверность сведений кандидатов, принимаемых на службу (учебу) в органы внутренних дел, проверяется соответствующими структурными подразделениями органов внутренних дел.

Затем на основании полученных материалов проверок начальник структурного подразделения органа внутренних дел составляет справку о результатах изучения кандидата (включая заключение о достоверности и полноте представленных сведений и о возможности поступления гражданина на службу в органы внутренних дел), которая направляется руководителю органа внутренних дел, имеющему право назначения на должность.

Если в результате проверки будут установлены факты представления ложных сведений, то это обстоятельство будет препятствовать принятию на службу в органы внутренних дел или нахождению на ней.

Следующее ограничение, связанное с обязательным предоставлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, получило закрепление в п. 9 ч. 1 ст. 18 федерального закона «О службе в органах внутренних дел».

Необходимость предоставления сведений о доходах, а в дальнейшем и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера связана с контролем со стороны государственного органа за реализацией прочих ограничений, установленных как указанным федеральным законом, так и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По аналогии сотрудник, являясь государственным служащим, обязан предоставить сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе и обязательствах имущественного характера.

Причем в случае непредставления или представления заведомо ложных сведений гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел, а действующий сотрудник не может продолжать службу.

Однако норма об обязанности ежегодно представлять сведения о полученных сотрудником доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера в срок не позднее 30 апреля текущего года, следующего за отчетным, впервые была применена в 2010 г.

Обусловлено это было, во-первых, необходимостью устранения пробела в законодательстве (до 2009 г. такая корреспондирующая норма отсутствовала в действовавшем в то время законе «О милиции»), во-вторых, в связи с возрастающими темпами борьбы с коррупцией рассматриваемое ограничение явилось значительной частью специального антикоррупционного механизма.

Однако определенный интерес вызывает механизм учета и проверки поданных сведений, поскольку персональные данные сотрудников органов внутренних дел относятся к категории конфиденциальной информации, т.е. информации строго ограниченного и регламентированного доступа.

В настоящее время в практике работы органов внутренних дел акцент экстраполируется от норм права к моральным и нравственным ценностям.

К числу главных моральных ориентиров сотрудников отнесены: долг, честь, совесть, честность, ответственность, подчинение закону, компетентность, справедливость, беспристрастность.

Так, одним из важных компонентов в деятельности любого сотрудника является наличие у него морального авторитета – репутации.

Под репутацией принято понимать сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике того или иного человека, основанное на его предшествующем поведении, моральную оценку его поступков и производное отсюда ожидание характера его действий в дальнейшем.

Таким образом, репутация обращена и в прошлое, и в будущее. С одной стороны, в ней отражено положительное либо отрицательное отношение к прошлой деятельности сотрудника, с другой – она оказывает влияние на его роль и место в его дальнейшей деятельности.

Сотрудник, осуществляя свои полномочия, должен быть рассудительным, надежным, нравственно корректным, т.к. сфера его деятельности затрагивает интересы как государства, так и отдельной личности.

При этом он должен поддерживать доброе имя и честь как свои, так и своего подразделения и органа внутренних дел, иначе он лишается морального права на уважение, поддержку и доверие со стороны граждан, коллег и сослуживцев.

Интересно
Таким образом, сотрудник должен своим примером подтвердить ожидания общества по отношению к моральному облику человека в форме, дающему право на уважение, доверие и поддержку деятельности органов внутренних дел со стороны народа, иначе он не способен и не вправе состоять на службе в органах внутренних дел.

Соответствие поведения сотрудников органов внутренних дел, а также лиц, которые претендуют на должность сотрудника органов внутренних дел, моральным стандартам есть ключ к укреплению веры граждан России в честность и беспристрастность государственной службы, а значит, и самого государства.

Предельный возрастной ценз для службы в органах внутренних дел установлен ст. 88 федерального закона «О службе в ОВД».

Так, для сотрудников, имеющих:

  • специальное звание генерала полиции Российской Федерации, генерал-полковника полиции, генерал-полковника внутренней службы, генералполковника юстиции, генерал-лейтенанта полиции, генераллейтенанта внутренней службы, генерал-лейтенанта юстиции, генерал-майора полиции, генерал-майора внутренней службы или генерал-майора юстиции, – 65 лет;
  • для сотрудников, имеющих специальное звание полковника полиции, полковника внутренней службы или полковника юстиции, – 60 лет;
  • для сотрудников, имеющих специальное звание среднего начальствующего состава, майора полиции, майора внутренней службы, майора юстиции, подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции, – 55 лет;
  • для сотрудника, имеющего иное специальное звание, – 50 лет.

Предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел для сотрудника, имеющего ученую степень доктора наук и замещающего должность в образовательной организации или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, составляет 65 лет.

По достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел контракт прекращается и сотрудник увольняется со службы.

Однако в ряде случаев с сотрудником, достигшим предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, имеющим положительную последнюю аттестацию и соответствующим требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии, с его согласия и по его рапорту может ежегодно заключаться новый контракт, но не более чем в течение пяти лет после достижения предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел.

Еще одним ограничением при принятии на службу в органы внутренних дел является личное поручительство, регламентированное ч. 7 ст. 17 федерального закона «О службе в ОВД».

Личное поручительство законодатель определил как обязательство, которое дает в письменной форме действующий сотрудник, имеющий стаж службы не менее трех лет.

Суть личного поручительства состоит в том, что сотрудник ручается за соблюдение поступающим на службу гражданином ограничений и запретов, установленных для сотрудников указанным федеральным законом и другими федеральными законами.

Анализ данной нормы права дает основания сделать вывод, что действующий сотрудник в письменной форме должен лично поручиться за долгосрочное достойное поведение фактически незнакомого ему гражданина, который еще только назначается на должность.

При этом сотрудник, оформивший личное поручительство, несет моральную ответственность. Апофеозом личного поручительства может стать привлечение поручителя, например, к дисциплинарной ответственности в случае совершения правонарушения рекомендованного им лица.

Приказом МВД России № 50 от 1 февраля 2018 г. «Об утверждении порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» для личности поручителя предусмотрены определенные требования, однако представляется, что в данном случае оформление подобного документа необходимо возлагать на подразделения воспитательной работы либо на службу психологов, поскольку в компетенцию именно этих сотрудников входит изучение морально-нравственных качеств как кандидата на службу в органы внутренних дел, так и действующих сотрудников.

Рассмотрев общие ограничения прав и свобод всех сотрудников, образующих важную составляющую их видового правового статуса, можно констатировать не только некоторую их избыточность, но и необходимость для осуществления отбора в органы внутренних дел соответствующего кадрового потенциала.

Как было замечено выше, помимо общих существуют дополнительные ограничения прав и свобод сотрудников при исполнении служебных обязанностей.

К ним следует отнести следующие:

  • прохождение процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну и связанную с ней возможность ограничения свободы передвижения; ограничение права на распространение ряда сведений;
  • обязанность возмещения расходов на обучение и обмундирование в случае расторжения контракта с сотрудником в период обучения или в период прохождения службы по ряду оснований;
  • привлечение к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни;
  • ограничение быть понятыми и т.п.

Так, обязательность прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений.

Право человека на информацию является одним из его субъективных прав, что нашло закрепление в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека. Однако если разглашение сведений может причинить вред интересам национальной безопасности, государство вправе устанавливать определенные ограничения.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информатизации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обязательным условием является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Корреспондирует изложенным целям необходимость защиты информационных ресурсов государства от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации.

Этим определяется существование института государственной тайны, который создает надлежащие условия для проведения государством независимой информационной политики и защиты своих национальных интересов.

Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» установлен перечень сведений, ее составляющих, в сфере военной области, экономики, науки и техники, внешней политики, контрразведки, разведывательной и оперативно-разыскной деятельности.

Этим же законом при приеме лиц на службу, связанную с необходимостью доступа к сведениям, составляющим государственную тайну (ст. 21), предусмотрена также процедура оформления допуска, которая заключается в санкционированном уполномоченном должностным лицом ознакомлении конкретного лица с такими сведениями.

Обращаясь к международному опыту, особое внимание следует уделить порядку осуществления доступа к секретной информации в Соединенных Штатах Америки.

В соответствии с законом «О доступе к секретной информации» 1947 г. (в редакции 1994 г.) одним из таких условий является согласие лица на предоставление финансовых сведений о приобретениях и путешествиях, информации о финансовом положении и зарубежных поездках.

От оформления допуска по закону освобождаются только высшие должностные лица США: Президент и Вицепрезидент, конгрессмены, члены Верховного Суда, а также федеральные судьи, назначаемые Президентом США.

Случаи отказа лица от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, установленным в законе «О государственной тайне», ведут к автоматическому отказу в приеме в органы внутренних дел или прекращению действия служебного контракта.

С вышерассмотренным ограничением прав связано и ограничение свободы передвижения сотрудников, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну. Такие сотрудники могут быть ограничены в праве на выезд за пределы Российской Федерации на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне.

Кроме того, ряд сотрудников в силу выполнения ими своих должностных инструкций не имеют права покидать режимные объекты в течение своего рабочего времени (в основном данное ограничение касается сотрудников некоторых оперативных служб).

Ограничением для лиц, отобранных для поступления в образовательные учреждения профессионального образования МВД России, является заключение контракта на срок службы в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения.

Корреспондирует данному ограничению обязанность сотрудника возместить МВД России затраты на обучение в случае расторжения контракта с ним в период обучения или в течение пяти лет по окончании обучения по некоторым основаниям.

Однако на сегодняшний день механизм взимания затраченных на обучение средств в случае отсутствия добровольности возмещения таких затрат гражданином функционирует не в полную силу.

Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава.

Приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может также устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в органах внутренних дел, установленных приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации». Перечень содержит исчерпывающий список таких должностей.

Однако на практике не исключены случаи, когда руководители органов внутренних дел, пользуясь диспозитивным методом правового регулирования данной нормы, могут не включать в соответствующие приказы определенные должностные категории.

Ограничение быть понятым в случаях наделения сотрудников законом полномочиями по осуществлению оперативноразыскной деятельности и (или) предварительного расследования (ст. 60 УПК РФ).

Понятой – не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия.

В соответствии со ст. 25.7 КоАП РФ в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо.

Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.

Из вышеприведенных норм следует, что основным требованием, предъявляемым к понятому, является отсутствие какой-либо прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела.

Понятой – это лицо, привлекаемое в установленных законом случаях к присутствию при производстве определенных действий, и его участие является одной из гарантий объективности при производстве процессуальных действий.

Возбуждение уголовного дела либо дела об административном правонарушении, производство процессуальных действий, формирование доказательственной базы осуществляются соответствующими должностными лицами органа внутренних дел.

В силу осуществления указанных полномочий сотрудники оперативно-разыскных подразделений, предварительного расследования, а также административной практики могут иметь служебную заинтересованность в исходе дела. 

В связи с тем, что участие понятых при производстве процессуальных действий – одна из гарантий обеспечения прав лица, привлекаемого к ответственности, то с целью исключения любых сомнений относительно полноты и правильности фиксирования в процессуальных документах содержания и результатов процессуального действия сотрудники перечисленных выше подразделений не должны привлекаться в качестве понятых.

Однако на сотрудников органов внутренних дел иных подразделений данное ограничение не распространяется.

Рассмотрев основные и дополнительные специальные ограничения прав и свобод сотрудников, налагаемые в процессе осуществления служебной деятельности на должностях федеральной государственной службы, представляется безусловной обязательность установлений юридических границ в виде ограничений их прав и свобод, что призвано препятствовать злоупотреблениям со стороны данной категории государственных служащих.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)